Упор для ног на гребной лодке
Регулируемый в соответствии с индивидуальными данными гребца упор для ног на современных лодках стал редкостью. В лучшем случае лодки промышленного производства снабжаются планкой, установленной на поляках из расчета на гребца среднего роста. Если же за весла садится «нестандартный» человек, то сделать достаточно мощный и эффективный гребок ему не удается: наиболее сильные мышцы ног в работу не включаются.
В Финляндии — стране озер — на гребных рыбачьих лодках можно встретить простое приспособление, позволяющее подогнать ножной упор точно по росту гребца (см. рис.).
Регулируемая уключина
Добиться эффективного хода на веслах можно лишь в том случае, если все хорошо подогнано соответственно физическим данным гребца. Значение имеют: длина весел, положение уключин и упоров для ног относительно гребной банки, высота сиденья и т. п.
Один из возможных вариантов регулирования положения уключин по длине лодки показан на рисунке. Подуключину закрепляют на ползуне, который скользит по металлическому рельсу, установленному на привальном брусе. Ползун снабжен винтовым фиксатором для стопорения уключины в наиболее удобном положении.
Подвесной мотор на шлюпке
Иногда приходится устанавливать подвесной мотор на обычную гребную шлюпку. Несколько несложных «деталей, дополняющих транец, делают крепление более надежным и уменьшают вибрацию, передающуюся на корпус шлюпки.
На верхнюю кромку транца желательно закрепить полосу из толстой резины 3, на которую будут опираться струбцины подвески 4. Изнутри на транец полезно сделать накладку 6 из фанеры толщиной около 10 мм, в которой необходимо вырезать углубления для тарелок струбцин. При завинчивании струбцин тарелки войдут в углубления и не смогут перемещаться вверх или вбок при резких поворотах мотора. Соскакивание мотора с транца предотвращает планка 5, закрепленная слегка выше струбцин, как показано на эскизе.
Накладки 1 и 2 из фанеры, металла или куска дерева предохраняют транец от износа при частых установках мотора, делают его более жестким.
Кильблок для яхты
Группа ленинградских яхтсменов из клуба № 55 под руководством яхтенного капитана В. И. Муравича разработала и изготовила для килевой яхты типа «Сапфир» водоизмещением 6,1 т кильблок, предназначенный для ее спуска на воду, подъема, ремонта и межсезонного хранения.
Обычно яхту из воды поднимает кран при помощи стропов. Однако стропы заводятся под фальшкиль вслепую, поэтому нередко происходит поломка рулей, гребных валов и их кронштейнов, к тому же стропы сминают ватервейсы, обдирают и пачкают борта. Чтобы избежать этого, предлагаем использовать данную конструкцию.
Сварной металлический кильблок целиком собран из швеллера № 10. Прямоугольное основание имеет две продольные и три поперечные связи. Средняя поперечная связь сварена коробкой из двух швеллеров. По углам основания установлены стойки, длина которых превышает высоту борта. В поперечном направлении стойки раскреплены укосами, в продольном — кницами внизу и распоркой наверху. В местах, где происходит контакт с бортом, на стойках установлены резиновые подушки. Для закрепления стропов в верхних концах стоек просверлены отверстия под вертлюг такелажной скобы.
При подъеме яхты кильблок краном опускается в воду настолько, чтобы судно можно было свободно завести между стойками до положения, когда мидель-шпангоут находится посередине кильблока. Подъем кильблока экипаж корректирует до тех пор, пока судно не будет стоять фальшкилем на поперечинах основания. Дальнейший подъем кильблока происходит уже вместе с яхтой. В это время экипаж должен покинуть палубу и направлять разворот яхты оттяжками с носа и кормы.
Конструкция кильблока защищена авторским свидетельством № 818958, опубликованным 7. IV 1981 г. в бюллетене № 13.
Натяжное устройство для троса
Удобен и лишен многих недостатков винтовых талрепов предлагаемый вариант натяжного устройства (авторское свидетельство № 669133 с приоритетом от 4 августа 1977 г. Выдано 28 февраля 1979 г.). Его конструкция и принцип работы вполне понятны из рисунка, на котором показаны также основные соотношения размеров в зависимости от диаметра троса.
В первом более простом устройстве трос огибает втулки, концы которых развальцовывают после его сборки. Это доставляет неудобство, если на конце троса имеется коуш, который не проходит в зазор между втулкой и обоймой устройства. Во втором варианте втулки сделаны съемными, фиксируемыми при помощи шплинтов. В этом случае устройство можно поставить в любом месте троса, независимо от заделки концов.
Все детали, кроме упорного винта, следует изготовить из легкого сплава.
Предлагаемое устройство прошло многолетнюю проверку на маломерных судах. Оно понравилось спортсменам-водномоторникам благодаря простоте, надежности и малому весу.
Еще один вариант стойки для подвесного мотора
Предлагаемая разборно-складная стойка пригодна для подвесного мотора любой отечественной марки. Конструкция компактна, имеет малую массу (в упаковке 4—5 кг) и минимальное количество деталей.
Подмоторную доску изготавливают из столярной плиты, оклеенной с обеих сторон 5-миллиметровой фанерой на водостойком клею. В кромке доски высверливают пять отверстий диаметром 22,3 мм для трех или четырех ножек, сделанных из дюралюминиевой трубы с резиновыми наконечниками. Фиксаторы для ножек, обеспечивающие их рабочее положение, практически не нужны.
Опыт эксплуатации показал надежность и достаточную устойчивость конструкции. Стойку можно быстро разобрать и хранить в брезентовом чехле.
Думаю, что промышленное изготовление подобных стоек несложно было бы организовать из отходов основного производства.
Уплотнение тяги реверса
Цщеня заинтересовало предложение Ю. Бойко и В. Малова, напечатанное в «КиЯ» №42, разрезать тягу реверса мотора «Вихрь». Это значительно упрощает сборку и разборку мотора, а также сохраняет настройку реверса. Разрезав тягу, мне удалось заменить коротенькую втулочку в корпусе редуктора, которая не обеспечивала достаточного направляющего воздействия, и уплотнения тяги реверса, — разобрал редуктор, вынул тягу, выпрессовал втулку и только после этого извлек уплотнение.
Уплотнительное устройство тяги реверса я выполнит следующим образом (см. рис.): увеличил лючок по высоте до 50 мм, а в том месте, где была запрессована втулка, нарезал резьбу М12ХЕ25 для новой втулки 1. При нарезке метчик следует направлять строго по оси отверстия.
В данном варианте уплотнение 3 поднимается выше уровня воды и на него попадают только отдельные капли, стекающие по тяге, их можно отвести резиновым «зонтиком» 4, Уплотнение всегда работает со смазкой за счет масла, попавшего в зазор между тягой 5 и гайкой 2. Благодаря этому срок службы уплотнения увеличивается, надежность повышается.
Направление тяги реверса при движении обеспечивает длинная втулка.
Для замены уплотнения достаточно открыть лючок, разъединить тягу, снять нижний наконечник, отвернуть и вынуть гайку 2, в которую заложено уплотнение.
На моем моторе этот узел надежно прослужил уже 3 сезона.
Уплотнение гребного вала «Вихря»
Очень хорошее предложение по уплотнению гребного вала внес Л. Абашкин в статье «Уплотните гребной вал», опубликованной в «КЯ» №59. Я применил его предложение с некоторыми изменениями. Теперь масло через отверстие диаметром 5 мм в стакане 1 попадает в паз на втулке 2, а затем заполняет полость, образуемую внутренней манжетой 3. Благодаря хорошей смазке манжеты и циркуляции масла через подшипник срок службы манжеты и подшипника существенно увеличивается.
В данном варианте стакан более технологичен в обработке; поверхности диаметром 42—0,016 и 30+0,025, от соосности которых зависит качество работы подшипников гребного вала, могут быть проточены с одной установки. Буртик стакана может быть использован для центровки кольца, предохраняющего вал от наматывания водорослей.
Предлагаю также несколько изменить конец гребного вала 4 для упрощения сборки и разборки редуктора. При таком вале исключается «выстреливание» пружинки манжеты. На других качествах гребного вала это не отражается.
Стопор маховика для «Вихря»
В «КЯ» №103 была опубликована конструкция простого стопора для фиксирования маховика при затяжке или отвинчивании гайки на хвостовике коленвала. Я тоже изготовил и в течение нескольких лет использую подобное приспособление, (рис. 1). Его можно сделать из стали или алюминиевого сплава, подогнав по зубьям маховика и форме прилива на верхней части блока цилиндров. Для крепления приспособления к блоку в приливе нужно сделать сверление диаметром 8,6 мм на глубину 12 мм и нарезать резьбу М10 для крепежного винта.
Если маховик не имеет зубчатого венца, стопор можно сделать сварным из стальных пластинок толщиной 4—5 мм (рис. 2). Вертикальную пластину следует снабдить двумя пальцами, входящими в отверстия в маховике под винты крепления магнитов.
Еще раз хочу выразить сожаление, что подобной мелочью, которую в заводских условиях можно сделать штампованной или литой, не комплектуется ЗИП к мотору.
Шкотовая лебедка «автомат»
Для того чтобы выбрать шкот при помощи обычной лебедки шпилевого типа, необходимо сильно натянуть свободный ходовой конец снасти.
Тогда между поверхностью барабана лебедки и тросом создается достаточная сила трения, что позволяет при вращении лебедки получить тягу на коренном, закрепленном за парус, конце шкота, во много раз превышающую приложенную к ходовому концу.
Не так давно в Англии запатентовано простое приспособление, названное «С-клип», которое позволяет выбирать шкот, не прилагая усилия к ходовому концу. Приспособление — пружинистая скоба, напоминающая букву С, изготовляется из нейлона соответственно диаметру и высоте барабана лебедки. Наложив, как обычно, несколько шлагов шкота на барабан, сверху на него надевают скобу, которая плотно обжимает шлаги на лебедке. Теперь можно вращать рукоятку обеими руками, не опасаясь, что трос проскользнет. Кромки скобы отогнуты, чтобы предотвратить истирание шкотов, а от падения за борт скобу страхует короткий штерт, конец которого можно закрепить за любой обушок или утку.