Двумя годами позже на базе Группы было организовано студенческое конструкторское бюро спортивного судостроения, получившее название «Океан». В настоящее время в составе СКВ несколько секций: надводного малотоннажного судостроения, средств освоения океана, электронавигационных приборов и др.; их работу возглавляют В. Чупайло, В. Ушаков и ст. научн. сотр. Я. Фарберов.
Несколько лет назад состав СКВ обновился примерно на 80%: основная часть его членов окончила институт. Сейчас ядро составляют восемь студентов разных курсов, ими руководит выпускник ЛКИ инженер О. Ларионов. Большинство бывших членов «Океана», включая А. Стружилина, который в течение ряда лет являлся руководителем, в настоящее время работает на Ленинградской экспериментальной судоверфи, применяя на практике накопленные знания и опыт.
По заказам ЛЭС, «Океан» выполняет перспективные разработки яхт спортивно-туристского назначения (СТ) проектов 31 и 36; цифры означают наибольшую длину в футах. В 1982 г. была построена экспериментальная яхта «Форвард», спроектированная студентами (см. «КЯ» №108). В следующем году был освоен в серийном производстве полутонник «СТ-31». При выполнении рабочей документации в его проект были внесены некоторые изменения, коснувшиеся обводов корпуса и внутреннего расположения.
Многие проектные и исследовательские работы СКВ «Океан» выполняет в сотрудничестве с Таллинской экспериментальной верфью спортивного судостроения. По договору с ТЭВСС «Океаном» был разработан, например, проект четвертьтонника «СТ-25». В настоящее время головной образец проходит испытания, предприятие готовится к серийному производству.
Секцией электронавигационных приборов под руководством инженера А. Тараненко, внештатного сотрудника СКВ, были разработаны, изготовлены и испытаны в действии эхолот на микросхемах с жидкокристаллическим индикатором, компактная метеостанция, ручной оптический пеленгатор. В стадии разработки находятся электронно-механический лаг, курсовой автомат и другие приборы.
В текущем году также по договору с ТЭВСС «Океан» проводит всесторонние испытания парусов с новой схемой раскроя, позволяющей значительно повысить их эксплуатационные характеристики. Конструкция этих парусов разработана под руководством парусного мастера, инженера С. Новоселова, который является постоянным консультантом группы по вопросам проектирования парусного вооружения.
Полутонник «СТ-27»
Проект этого полутонника был разработан по договору с ЛЭС. Перед конструкторами была поставлена сложная задача: создать дешевую универсальную яхту, удобную в крейсерских плаваниях и обладающую достаточно высокими ходовыми характеристиками. Подобная концепция характерна для яхт типа «Им-пала-28» или «Соната-7» (см. «КЯ» №68), хорошо зарекомендовавших себя у любителей парусного спорта.
На «СТ-27» шесть постоянных спальных мест — два на диванах, которые находятся в просторном салоне, и четыре на двух двуспальных койках, поставленных в кормовой части. Камбуз и штурманский стол расположены вблизи входного люка. Просторный форпик предназначен для хранения парусов, штормовой одежды и т. п. Малое количество элементов обстройки позволяет владельцу яхты вносить в интерьер изменения в соответствии со своими потребностями и возможностями.
Внешний вид палубы характерен для большинства небольших крейсерских яхт — высокая длинная рубка, глубокий кокпит с двумя уровнями сидений и ограждением, большие люки. Применение вооружения с одной парой краспиц позволило сократить до минимума число элементов палубного оборудования и такелажа; передние паруса имеют сравнительно небольшую площадь и не требуют развитых погонов и мощных лебедок.
В связи с возрастающим интересом различных организаций и яхт-клубов к самостоятельной постройке подобных яхт СКВ «Океан» планирует в дальнейшем разработать для данного проекта конструкцию подъемного балластного плавника, а также несколько упростить систему набора корпуса.
Четвертьтонник «СТ-251»
Проект представляет собой модификацию четвертьтонника «СТ-25», который в настоящее время осваивается на ТЭВСС. Изменения направлены главным образом на повышение гоночных характеристик яхты, а также на улучшение обитаемости и мореходных качеств. В связи с этим были увеличены длина и ширина корпуса, высота борта, парусность и масса балласта.
На новой яхте всего две постоянные койки (поставлены в корму от рубки), остальные спальные места устраиваются на стоянке в форпике, который в гонке используется только для хранения парусов.
В центральной части салона поставлены постоянные укороченные диваны (банки). Камбуз и небольшой штурманский стол расположены у мачты, там же под носовой банкой размещены аккумуляторы и внутренний балласт.
Планировка палубы полностью подчинена главной цели — успешному участию в гонках. Использование современных систем и устройств управления парусами позволит опытному экипажу поддерживать максимальную скорость в любых условиях. Гибкая мачта с двумя парами Краспиц и бакштагов обеспечивает эффективную работу парусов на лавировке, а плоский участок кормовой оконечности корпуса позволяет двигаться на полных курсах в режиме серфинга.
«СТ-251» имеет продольную систему набора, диагональную обшивку корпуса из фанеры и стеклопластиковую палубу сэндвичевой конструкции. В настоящее время по этому проекту начата постройка двух яхт.