По старой русской традиции гостям преподносят хлеб-соль. Бывалый морской «волк» капитан Нильс Ивар Сордал явно растерялся, не зная, что с ним делать. Но нашелся быстро. Отломил кусочек от каравая, обмакнул в соль: «Вкусно!»
— Эта экспедиция проходит в рамках культурного и научного сотрудничества между нашими странами, — говорит второй секретарь посольства Норвегии Руне Осхейм. — Членов экспедиции интересует поморская культура. Надеюсь, и для ваших научных работников приход «Паулине» будет полезным. Другая цель плавания — испытание этого старинного, недавно отреставрированного судна и показ его здесь, в Архангельске...
Экипаж «Паулине» — это пятнадцать человек: историки, представители университета в Тромсе, печати и телевидения. У каждого есть свои задачи: познакомиться с традициями судостроения, установить контакты с архангельскими музеями, найти следы соприкосновения культур.
Деловые, культурные контакты Норвегия имеет со многими регионами нашей страны. Есть и города-побратимы, например, Мурманск — Варде. А вот Архангельск, с которым исторически связаны пути норвежских мореходов и торговцев, пока остается в стороне.
— Это мы и хотели бы исправить, — сказал директор музея финской, норвежской, саамской и русской культур Валинг Т. Кортер Гаунвик. От имени коммуны Вадсе области Финнмарк он предложил сделать Архангельск и Вадсе городами дружбы.
Причины выбора именно Архангельска объяснил просто: мы связаны самой историей и обязаны восстанавливать и поддерживать культурные связи. Хотелось бы пристально изучить отношения между поморами, их контакты. Скандинавские историки обнаружили в своих постройках черты русского деревянного зодчества. Нередко выпускники архангельской мореходки в прошлом проходили практику на норвежских судах. А смешанный русско-норвежский язык, морской жаргон, который нынче называют «бичспик», насчитывает не одну тысячу слов.
— Поработать бы в ваших архивах, — говорит директор музея в Варде Пиръю Саарнеми, закончившая Ленинградский государственный университет.
Программа пребывания норвежцев в Архангельске, пожалуй, не менее напряженна, чем сам морской переход. Они были приняты в горисполкоме, руководством Северного морского пароходства, побывали в музеях, совершили экскурсию по городу. Каждый день приносил новые встречи: с историками, с работниками музея деревянного зодчества, с коллективом «Красной кузницы». А вечерами — дружеские встречи в интернациональном клубе моряков.
У архангелогородцев «Паулине», ее шкипер и экипаж пользовались большой популярностью. Интерес к этому судну был огромный. Ведь таких парусников уже не существует. Это один из тех кораблей, которые во времена позднего средневековья морскими путями связывали норвежские города. Мастера делали такие суда без всяких чертежей...
Советские яхтсмены, детально познакомившиеся с необычным парусным вооружением этого одномачтового судна, высоко оценили мастерство капитана и команды. Ведь лавиро-вочные возможности «Паулине» с ее прямыми парусами крайне ограничены. И между тем норвежцам понадобилось всего четверо суток, чтобы прийти к архангельским берегам. По словам капитана, путь был нелегким, их прихватил шторм, лил дождь, бывали туманы.
Четыре месяца понадобилось Нильсу Сордалу, чтобы познать старинное судно, в совершенстве научиться управлять им. И это оказалось нелегким делом. Ведь только ветру послушна «Паулине». На ней нет ни спутниковой системы навигации, ни локатора, из приборов — один магнитный компас. Пришлось изучать старые методы, которыми пользовались мореходы. И «Паулине», и капитан сдали экзамен в переходе до Архангельска.
— Будем надеяться, что ваш визит, — сказал, обращаясь к участникам норвежской экспедиции, председатель областного комитета защиты мира профессор П. Н. Львов, — завяжет морской узел дружбы между нами.
Морской узел дружбы. Прекрасные слова!
А Мозговой, газ. «Правда Севера» Фоторепортаж А. Вилачева.
Несколько слов о ектах
После показа по телевидению сюжета о заходе в Архангельск норвежского старинного парусника «Паулине» многие из наших читателей просили рассказать об этом судне на страницах журнала. Выполнить это пожелание нам помогли газета «Правда Севера» и специальный проспект на русском языке, выпущенный существующим в портовом городе Стейн-хьере «Обществом друзей «Паулине».
— Екта «Паулине» — нечто гораздо большее, чем просто судно или обычный музей с «мертвыми» экспонатами, она дает возможность непосредственного общения с прошлым, — так считают члены этого общества, собравшие средства на восстановление и эксплуатацию парусника.
Норвежцы называют грузовые одномачтовые морские суда такого типа ектами. В нашей популярной литературе, включая и новый «Энциклопедический морской словарь», этот термин не упоминается вообще. Стоит, очевидно, привести хотя бы некоторые сведения о ектах.
Один из старинных авторов (1762 г.) отмечал, что «екты строятся не как корабли, а как лодки». Очевидно, этим подчеркивалось, что относительно крупные и мореходные суда — екты, подобно лодкам, не имели сплошной жесткой палубы. Палуба в средней части корпуса делалась обычно разборной, что намного упрощало погрузочно-разгрузочные работы и укладку легких и объемных грузов высокими штабелями. В отличие от других судов, екты, как и лодки, обшивались не вгладь, а внакрой (на заклепках по пазам).
Известно, что в районе Тронхейма екты были широко распространены уже в XVI! веке. Это значит, что строились они без особого изменения конструкции, по крайней мере, 300—350 лет. Моряки северной и восточной Норвегии перевозили на них вяленую рыбу и обратными рейсами — зерно. В дальнейшем стали возить бочки с сельдью, дрова, лес, известняк. Перевозки на ектах стали, как утверждают авторы проспекта, краеугольным камнем норвежского судоходства. Последним их «взлетом» была вторая половина прошлого века. Неслучайно это время называли «великой эпохой ект».
«Паулине» — последняя представительница того славного времени. Построена она в 1897 г. в Нурсильрейре мастером Нильсом Увесеном (возможно, на базе еще более старого судна). Трижды перестраивалась и перевооружалась (была двухмачтовым гафельным судном) и, наконец, в 1978 г. была поставлена на прикол как обычное каботажное моторное судно «Нэвра».
Один из сотрудников морского музея, изучая архивные материалы, выяснил, что «Нэвра» — это именно «Паулине». Музей города Стейнхьера приобрел ее и за время с 1979 г. по 1985 г. судну был возвращен первоначальный вид. В мае !986 г. на екте впервые после 35-летнего перерыва были подняты паруса.
Размерения екты «Паулине» в ее сегодняшнем виде: длина по КВЛ — 17,49 м, ширина — 6,04 м, осадка — 2,03 м.
Высота мачты — 26,7 м, длина грота-рея — 12,5 м.
Площади парусов: грота — 162 м2, топселя — 44 м , стакселя — 33 м2.
Установлен вспомогательный двигатель «Вольво-Пента ТМД 100А» мощностью 210 л. с.
Обычный состав команды — 4 чел. Судно рассчитано на каботажные рейсы с удалением от берега до 20 миль.