У владельцев маломерных моторных судов в Киеве есть проблемы сейчас, были они и раньше. Правда, характер их с годами меняется. Возьмем, к примеру, 70-е годы. Тогда наблюдался подъем, водномоторники жили полнокровной жизнью. Спрос на лодки и моторы был высоким, а некоторые модели, скажем, «Казанка-5», оказывались даже в разряде дефицита. Получить место на лодочной стоянке, расположенной в черте города, без связей было практически невозможно, а низкие цены на бензин позволяли судовладельцам совершать дальние туристские плавания. И, что важно, не ходили нездоровые разговоры об отравлении водоемов катерами и мотолодками и только ими. Промышленность в те годы наращивала выпуск продукции, расширяя одновременно ассортимент.
Что же изменилось с тех пор? Первое, что больно ударило водномоторника — неоднократное повышение цен на бензин. Водные походы стали настолько дорогими, что теперь моторные лодки «не рискуют» уходить от города дальше 30 км и толкутся поблизости. Многие не очень стойкие любители водного туризма вообще предпочли избавиться от своих некогда любимых «посудин», так как содержание их стало попросту не по карману. Давайте прибегнем к несложному арифметическому расчету.
Наиболее распространенной сейчас мотолодкой является «Прогресс» с подвесным мотором мощностью 25—30 л. с. Расходует он при тщательной регулировке карбюратора и зажигания около 15 л/ч. При скорости 35 км/ч расходуется в лучшем случае 40 л/100 км. В денежном выражении это 12 руб/100 км или 12 коп за километр пути. Как видим, прогулка не намного дешевле такси. Это еще без учета стоимости масла — 23 коп. на 20 л бензина. Для обычного выезда на два выходных нужно иметь на борту не менее 60 л бензина. При еженедельных выездах расходы на горючее составят 72 руб. в месяц. А это, простите, слишком значительная сумма для средней семьи. На нее вполне можно содержать одного члена семьи.
Впрочем, подорожание топлива не привело к уменьшению количества лодок в Киеве. Они просто значительно реже стали появляться на воде.
За этот период не прибавилось и ограничений, если не считать временный запрет на въезд в р. Десну в 1986 году (очевидно, в связи с трагедией в Чернобыле). Еще вступило в силу небольшое ограничение: через центр города теперь можно проходить только до 10.00 и после 16.00, но особого ущерба водномоторникам оно не нанесло.
Некоторые изменения произошли на стоянках Организована охрана лодок и моторов, их подъем и спуск. Плата за стоянку зависит от марки и размера судна. Для (Прогресса» плата в месяц с мая по октябрь составляет 4 руб, а с ноября по апрель 2 руб. 50 коп. Цены на услуги стоянок не возросли, а вот стоимость техосмотра возросла. За техосмотр лодки такого же класса теперь нужно платить не 3 руб. 50 коп., как раньше, а 5 руб. Как объяснили представители ГИМС, в связи с отсутствием в стране единых расценок и было решено установить такую цену на всей территории УССР.
Внешний вид стоянок, честно говоря, оставляет желать лучшего. Не всегда вовремя ремонтируются боны. Многие из водномоторников имеют береговые ящики-шкафы. Купить такой в магазине невозможно: их просто нет. Поэтому приходится делать самим. Разумеется, идет в ход все: телефонные будки, автоматы газированной воды, трансформаторные шкафы, железнодорожные контейнеры, сварные конструкции... Надо ли говорить, что такие сооружения отнюдь не украшают стоянки.
Налажен и кое-какой сервис. В Киеве есть даже специализированное предприятие — судоремонтные мастерские. Здесь предоставляются различные услуги судоводителям-любителям: ремонт лодок, моторов, пошив тентов, изготовление крышек на лодки, прокат моторов... Да и отношение к любителю-водномоторнику со стороны местных органов власти вполне сносное.
Нет смысла рассказывать обо всем подробно. Куда больше нас волнует низкая культура самих судоводителей-любителей, и в целом — водного туризма. Когда-то, в 70-е годы, в городе был подчиненный областному совету по туризму клуб водно-моторного туризма и спорта. Однако затем его закрыли как оказавшийся вне закона. Официально такого вида туризма как водно-моторный, сказали нам, не существует! Не существует он и поныне, что наносит ощутимый урон культуре судоводителей-любителей. Убежден, повышать его можно только с помощью объединения водномоторников в подобные клубы. Давно уже пора официально признать и узаконить водно-моторный туризм. Тем более что инициатива «снизу» есть, а вот «сверху»...
Хотим мы того или нет, но водный туризм на моторных лодках фактически существует. Множество неорганизованных водномоторников совершают туристские походы по собственной инициативе, т. е. «диким» способом. Конечно, такая свобода имеет определенные преимущества перед «организованным» походом. Однако не следует забывать, что в «дикие» походы нередко отправляются совершенно неподготовленные люди. И если путешествие по небольшой судоходной реке, например Десне, не представляет особой сложности даже для начинающего, то выход в крупное водохранилище или путешествие по несудоходной реке может закончиться плачевно. Такие путешествия, увы, не всегда становятся активным и приятным отдыхом. Чаще они превращаются в бесконечные посадки на мель или камни, поломки винтов, тяжелую и опасную борьбу с высокой волной и т. д. и т. п. Казалось бы, всем уже ясно, что создание клубов водно-моторного туризма исключило бы всевозможные неприятности.
Вот и хочется мне спросить: почему управление самодеятельным туризмом Центрального совета по туризму и экскурсиям и Федерация туризма занимаются только вопросами, связанными с туристами байдарочниками, плотами, гребными лодками, но только не водно-моторным туризмом?! Не похожа ли такая позиция на ожидание пресловутого «указания сверху»? Как долго еще увлеченным водно-моторным туризмом ждать потепления?
Создание городских и областных клубов водномоторников повлекло бы за собой обеспечение их подробными картами, разработку интересных маршрутов, появилась бы возможность усилить борьбу с пьянством на воде, организовать обмен опытом в совершенствовании лодок и моторов. Сейчас такой процесс идет, но стихийно и с помощью «Катеров и яхт». Объединение водномоторников под эгидой клубов позволило бы, одним словом, повысить их культуру — как общую, так и экологическую, техническую, судоводительскую.
Думаю, меня поддержат все: водномоторнику нужно такое же внимание, какое уделяется сейчас автолюбителям.