Четыре в одном
Производитель морских контрольных приборов "VDO" — подразделение немецкой компании "Siemens", недавно объявил о начале серийного выпуска новой модельной линейки "Ocean Line Combi", предназначенной для прогулочных и спортивных судов. Особенность нового прибора в том, что он способен заменить сразу четыре обычных и тем самым освободить место на приборной панели. Основной стрелочный индикатор показывает глубину воды, а на размещенный под ним цифровой жидкокристаллический дисплей последовательными нажатиями кнопки можно вывести показатели пройденного расстояния, скорости, напряжения в бортовой сети, температуры воды и опять-таки глубины. Кроме того, на сегодняшний день это единственное серийное устройство, которое без использования дополнительных адаптеров считывает информацию не только со своих "фирменных" сенсоров, но и с любых датчиков, работающих по распространенному протоколу NMEA. Несколько приборов легко подключить параллельно друг другу — например, для вывода информации на дополнительные посты управления. Для того чтобы прибор хорошо смотрелся и на респектабельном крейсере, и на скоростной спортивной лодке, разработано около тридцати вариантов внешнего дизайна.
"Polaris" отзывает гидроциклы
Компания "Polaris Industries" объявила об отзыве 7 700 гидроциклов по причине конструктивной недоработки — защелка-петля, которой крепится капот носового отсека, способна самопроизвольно отстегнуться, отчего сорванный встречным напором воздуха капот может нанести травмы водителю и пассажиру. В перечень вошли далеко не новые модели —"SLH", "SLX", "SLXH" и "Pro 1200" 1998-го—2001-го модельных годов. "Polaris" не рекомендует потребителям эксплуатировать перечисленные гидроциклы, если местные дилеры еще не заменили защелку на новую (замена производится бесплатно). Одним из инициаторов отзыва выступила Береговая охрана США, спасателей которой насторожили частые случаи отрыва капотов на ходу.
Английским "Катерам и яхтам" – 100 лет
Исполнилось ровно 100 лет с той поры, как вышел в свет первый номер английского журнала "Motor Boat & Yachting", выпущенный в 1904 г. издательством "Temple Press". На сегодняшний день это родственное "КиЯ" издание относится к наиболее крупным и влиятельным морским журналам во всем мире. На юбилейный год редакция запланировала множество праздничных мероприятий — водно-моторных и парусных фестивалей, спортивных соревнований, читательских конкурсов.
Выбор журналистов
"Приз симпатий морских журналистов", учрежденный американским журналом "Motor Boating", по итогам прошлого года завоевал новый 5.5-литровый дизель "Volvo Penta D6-310". Новые моторы "D4-210" и "D6-310", появившиеся на рынке прошлой осенью и предназначенные для лодок от 7 до 13 м длиной, сразу получили высокую оценку как судостроителей, так и тест-драйверов специализированных изданий. Журнал уверяет, что "D6" является "двигателем будущего" сразу по нескольким параметрам, отличаясь хорошей приемистостью и топливной экономичностью.
"Ямах" по осени считают
— Ну, давай бумаги, — Татэо Матцумото вытер белоснежной салфеткой пухлые губы и достал из кейса ручку с золотым пером. Японец достаточно доброжелательно взглянул на представителей компании "Петросет-Большой" и без раздумий поставил хитроумное факсимиле на двух экземплярах контракта.
Я стал невольным свидетелем свершившегося факта и, как положено заскорузлому папарацци, сделал пару контрольных снимков присутствующих портативной камерой.
Час был поздний, ужин в майамском ресторане отменный, так что особенно раскидывать мозгами по поводу происшедшего попросту не хотелось.
Тем не менее, как прояснилось несколько позднее, спецкор "КиЯ" присутствовал на знаковом мероприятии — двухгодичном продлении контракта "Ямаха мотор" с одним из крупнейших российских дистрибьюторов (приблизительно 30 процентов общего числа продаж подвесных моторов на территории нашей страны).
Дело в том, что "ямаховцы" после открытия собственного офиса в Москве (о перспективах российско-японского сотрудничества мы рассказывали в "КиЯ" №187), как и было обещано, значительно ужесточили условия работы региональных дистрибьюторов.
"Петросет-Большой" стал первой российской компанией, удовлетворившие возросшие стандарты кудесников из Страны восходящего солнца.
Тяжба вокруг "Amanzi" закончилась
Представители североамериканского отделения компании "Zodiac" и корпорации "Brunswick" объявили, что конфликт вокруг РИБа "Amanzi 380 Deluxe" к взаимному удовлетворению исчерпан. В прошлом августе "Zodiac" подал судебный иск, утверждая, что при производстве новой лодки, запущенной в серию "Mercury Marine", было нарушено патентное законодательство и задеты интересы его дочерней компании "Avon", являющейся владельцем патента. Однако до судебных санкций дело не дошло — специалисты "Mercury" подвергли РИБ значительным переделкам, что позволило исключить новинку из числа контрафактных изделий. Выразив удовлетворение по поводу благополучного разрешения инцидента, соответствующая служба французской компании все же не преминула еще раз подчеркнуть, что "Zodiac" будет по-прежнему решительно охранять свою интеллектуальную собственность во всех уголках земного шара.
"Smartcraft" по лицензии
"Mercury Marine" объявила, что на выпускаемую ею с 1999 г систему электронного контроля, которой оснащается большинство впрысковых подвесных моторов "Mercury", а также стационарные двигатели "MerCruiser" серии "MPI", отныне будут выдаваться лицензии сторонним компаниям, производящим навигационные, контрольные и иные электронные приборы. Согласно этому коммерческому предложению, потенциальные партнеры должны напрямую контактировать с подразделением компании "Brunswick", занимающимся созданием программного обеспечения — фирмой "MotoTron", на которую и возложены вопросы сертификации и лицензирования. Производить совместимые с протоколом "SmartCraft", но отличающиеся оригинальным дизайном электронные устройства уже вызвались американская компания "Faria" и производитель катеров "Sea Ray".
Шерше ля фам
Корпорация "Genmar" — крупнейший в США производитель прогулочных судов, и ассоциация "BoatUS", объединяющая их американских владельцев, объявили о начале онлайнового исследования, в ходе которого рассчитывают побольше узнать о том, какими приоритетами руководствуется при покупке лодок женская часть потребителей. "Мнения и пристрастия женщин в деле выбора прогулочного судна незаслуженно игнорируются — что в дилерских центрах, что на большинстве бот-шоу, — считает помощник вицепрезидента "BoatUS" Элайн Дикинсон, — в то время как именно женское слово нередко оказывается решающим на семейном совете, когда заходит речь о том, какую лодку покупать и покупать ли вообще." На интернет-сайтах "Genmar" и "BoatUS" размещены специальные вопросники с многозначительным подзаголовком "Поможем вам встать к штурвалу". Представительницам прекрасного пола предлагается ответить, какие качества прогулочного судна они считают основными, каков их опыт покупки и эксплуатации лодок и не доводилось ли им сталкиваться с фактами пренебрежения или дискриминации со стороны продавцов и представителей фирм-производителей. На основании результатов исследования, которые будут доступны любым заинтересованным компаниям и организациям, "Genmar" планирует выработать рекомендации для своих многочисленных дилеров.
Кто на свете всех противней
Организаторы бот-шоу в Саванне (США, штат Джорджия) совместно с FM-радиостанцией "Приключение" и оператором мобильной связи "Спринт" затеяли необычный конкурс, призывая всех желающих присылать фотографии "лодок-уродов". Отправить снимок можно обычным письмом, а также по электронной почте или попросту через мобильник. Галерея кошмаров лодочного мира будет представлена на одном из стендов в ходе бот-шоу, а "самых-самых" решено выявить в ходе всеобщего голосования в интернете. Авторы фотографий пяти наиболее отталкивающих посудин получат призы — бесплатные билеты на выставку, ужин на двоих в уютном ресторане на берегу реки и набор лодочных аксессуаров.
Создатели аэробуса строят парусник
Группа английских специалистов по аэрокосмическим технологиям, работающих на предприятии компании "Airbus", которая строит одноименные пассажирские самолеты, взялась за разработку катамарана с парусом-крылом для участия в Малом Кубке Америки. Руководитель проекта, один из ведущих инженеров "Airbus" Норман Вийкер, с детства увлеченный парусным спортом, заявил: "К решению задачи мы подходим с совершенно иной стороны, нежели будущие конкуренты. Поскольку основное направление нашей деятельности — самолеты, то с аэродинамикой и конструкцией высокотехнологичных крыльев мы знакомы не понаслышке. Наш опыт плюс помощь компании "Airbus" с ее производственными возможностями дают нашей команде такие преимущества, о которых в парусном мире можно только мечтать. К примеру, далеко не каждый разработчик парусников может похвастаться возможностью проверить свои идеи в полноразмерной аэродинамической трубе". Катамарану "Airbus" предстоит выйти на старт Малого Кубка Америки уже в сентябре нынешнего года, встретившись с соперниками из Австралии и США. В качестве рулевого выступит известный яхтсмен Поль Ларсен (участник предстоящей попытки установить мировой рекорд скорости под парусами), в качестве шкотового — не менее титулованная Хелена Дарвелид из Швеции. Длина корпусов катамарана — 7.6 м, высота крыла — 12.1 м.
Мечта Джеймса Бонда
На первый взгляд это транспортное средство выглядит как обычный спортивный автомобиль-родстер. Однако на страницы "КиЯ" "Gibbs Aquada" попал неслучайно. Это не просто автомобиль — это амфибия! Казалось бы, что тут удивительного, ведь плавающие автомобили известны уже сто лет. Однако существующие до сих пор образцы — например, военного назначения — как и любые "компромиссы", сочетающие в себе абсолютно разнородные качества, в каждом из них ощутимо теряли: по дороге двигались не особо уверенно, а на воде не отличались ни скоростью, ни мореходностью.
Попытку создать универсальную машину, одинаково хорошо чувствующую себя и на суше, и на воде предприняла англо-новозеландская компания "Gibbs Technologies". Главными разработчиками амфибии выступили глава фирмы Алан Гиббс и английский инженер-автомобилестроитель Нейл Дженкинс. По ходу работы они запатентовали более 60 изобретений. Самыми сложными задачами были разработка убирающихся колес (процесс занимает 12 секунд), спаренного управления поворотом, работающего и на передние колеса, и на сопло водомета, а также обводов композитного корпуса с пространственной легкосплавной рамой.
Первый образец трехместной машины (водитель располагается по центру) был представлен в прошлом году в Лондоне. Максимальная скорость на суше составила 160 км/ч, а на воде около 30 уз (55 км/ч) — результаты пусть и более впечатляющие, нежели у существовавших до сих пор образцов, но все равно "компромиссные", ведь мощность мотора ни много ни мало 175 л.с. И обычный катер, и обычный автомобиль с такой силовой установкой были бы способны двигаться явно быстрей. Да и цена не из маленьких — 150 000 фунтов. Тем не менее от потенциальных покупателей уже поступили первые заказы — кто хоть раз не представлял себя на месте легендарного Джеймса Бонда?
РИБ на колесах
Думается, что киношный супершпион не отказался бы и еще от одной новозеландской амфибии, серийно производимой компанией "Sealegs International". Правда, если "Aquada" — это больше автомобиль, то "Sealegs Explorer" — скорее лодка. Этот 4.7-метровый РИБ с 18градусной килеватостью, рассчитанный на установку подвесного мотора мощностью 50 л.с. и развивающий на воде скорость до 60 км/ч, способен самостоятельно въезжать в воду и подниматься из нее, а также преодолевать незначительные расстояния со скоростью около 10 км/ч что задним ходом, что передним. Все три колеса шасси выпускаются и убираются одним нажатием кнопки наподобие самолетного шасси; переднее колесо управляется тем же штурвалом, что и подвесной мотор. И гидроцилиндры, опускающие и поднимающие колесные стойки, и задние гидравлические мотор-колеса работают от одного насоса, приводимого четырехтактным 13-сильным бензиновым мотором с воздушным охлаждением. Широкие "вездеходные" шины позволяют легко двигаться по песку и преодолевать незначительные препятствия. Стоит такое чудо 40 000 долл. без учета цены подвесного мотора. Необычный гибрид пользуется спросом — недавно компания приступила к выпуску и более крупной 5.6-метровой модификации под 90-сильный подвесной мотор.
Крылатый "концепт"
По степени оригинальности и необычности примененных решений создатели чуда техники под названием "Splash" — специалисты швейцарской компании "Reenspeed Design" — далеко переплюнули конструкторов "Aquada". На суше их детище тоже больше напоминает обычный спортивный родстер, но на воде ничего подобного доселе не видывали. Дело в том, что эта амфибия снабжена складными подводными крыльями (кормовое на суше служит заодно и аэродинамическим антикрылом), угол атаки которых можно на ходу регулировать. Регулируется также "степень вылета" длинной угловой колонки с трехлопастным гребным винтом. 140-сильный четырехтактник рабочим объемом всего лишь 750 см3, заимствованный от снегоходов "Polaris", разгоняет концепт-кар до 200 км/ч на суше и до 80 км/ч на воде в крыльевом режиме (выход на крылья начинается уже при 30 км/ч). Для того чтобы опустить крылья в рабочее положение, требуется не менее 1.3 м под килем. Машина действительно весьма оригинальная, но ее практическая ценность вызывает вполне обоснованные сомнения. Что произойдет, к примеру, если при движении на крыльях сбросить газ на незнакомом участке акватории? Если там окажется невидимая отмель, то ответ очевиден...