К опрокидыванию легких гоночных катамаранов привыкли точно так же, как и к переворотам гоночных швертботов. На «оверкиль» таких судов смотрят скорее всего как на досадную неудачу яхтсменов в данной гонке, а не как на происшествие, тем более, что здесь и форсирование парусами и риск вполне оправданы. А вот опрокидывание большого крейсерского катамарана — это уже событие, которое нельзя обойти молчанием.
Вспомним некоторые аварии крейсерских катамаранов. Опрокинулся, например, «Золотой петушок» при первом же испытательном рейсе в море; перевернулся «Аикане» — также в море; опрокинулся (к счастью, не утонул) стальной тримаран «Восток» на р. Дон. Теперь опрокинулся вблизи берегов Рижского залива и «Стар». Можно ли эти аварии поставить в один ряд? Пожалуй, нет.
«Золотой петушок» опрокинулся из-за неопытности и беспечности команды; в ее Составе был только один (хотя и первоклассный!) настоящий яхтсмен, но он впервые сел за румпель катамарана, а остальные вообще в первый раз в жизни попали на яхту.
«Аикане», которым управлял известный конструктор катамаранов Руди Чой, имел весьма опытную команду; «подвели» шквальный ветер и запутавшиеся (или не разобранные?) шкоты.
Тримаран «Восток» опрокинулся из-за явных дефектов проекта (см. вып. 3, 1964 г.).
Очевидно, сколько бы еще аварий мы не разбирали, причины их в конце концов сводятся к трем основным, отмеченным выше: 1) дефекты проекта; 2) неумелое управление; 3) неблагоприятное стечение обстоятельств (внезапность и стремительность шквала и т. п.). Из-за чего же опрокинулся «Стар»? Последняя причина сразу же отпадает, так как при тех же обстоятельствах два других судна успешно справились со шквалом и оказывали помощь «Стару». Значит — или недостатки проекта, или неумелое управление?
В заключении аварийной комиссии совершенно четко указана основная причина гибели судна — нарушение основных правил морской практики и недостаточный опыт команды. Все ясно. Я всецело согласен с этим выводом, но считаю своим долгом рассеять тень, которая вольно или невольно все-таки упала на суда типа «Гауя» и на крейсерские катамараны вообще.
Дело в том, что парусный катамаран отличается особыми свойствами. На рис. 1 показаны основные расчетные размеры и распределение весовой нагрузки катамаранов типа «Гауя» (пять человек на наветренном борту). Затем построена приближенная диаграмма остойчивости (рис. 2) при правильной посадке команды (кривая а) и в момент аварии (кривая б).
На диаграмме сразу же видно, что даже большой крейсерский катамаран не абсолютно остойчив: он может опрокинуться точно так же, как и швертбот. И это обстоятельство требует от команды катамарана особых «швертботных» навыков и чутья судна. Ио, в отличие от швертбота, катамаран выдерживает значительно более сильные ветры, почти не кренясь. А это порождает у команды (беспечной) уверенность в полнейшей безопасности: ведь катамаран еще не начал крениться! Гика-шкоты крепят на утку, люди располагаются где и как кому вздумается, ослабевает наблюдение и т. п. И вдруг — переворот. Стремительный, на который трудно отреагировать вообще и особенно, если шкоты заложены намертво. Итак — подчеркнем эту особенность катамарана: он опрокидывается внезапно. Поэтому основное правило для всех, выходящих в море на катамаране, не допускать условий, при которых опрокидывание возможно.
Посмотрим на рис. 2. Максимальная скорость ветра, которую выдерживает «Стар» при правильной эксплуатации, 16 м/сек (точка 1). Это, однако, при ровном ветре, а при таких высоких скоростях ветер редко бывает ровным-. При порывистом ветре и при шквале нужно рассматривать динамику явления (см. книгу Ю. С. Крючкова и В. И. Лапина «Парусные катамараны», изд. 2-е, 1967 г.). В этом случае предельная сила ветра определяется линией 3—3', т. е. условием равенства площадей S1 и S2; а максимальная сила ветра — 7 баллов или 14 м/сек при правильной посадке команды и 6 баллов (13 м/сек) при равномерном распределении людей и грузов.
Таким образом, конструктивно катамараны типа «Гауя» в состоянии выдерживать порывы ветра до 6 баллов. При более же сильных ветрах необходимо или ставить штормовые паруса, или травить шкоты. Этот вывод совпадает с нормами хорошей морской практики и подтвержден опытом плаваний на «Гауе» — головном судне серии.
В своем отчете о результатах испытаний «Гауи» автор этих строк отмечал: «Таким образом, первые испытания показали, что катамаран выдержал статические и динамические нагрузки при силе ветра до 5—7 баллов. Очевидно, целесообразно установить предельную силу ветра для нормальной эксплуатации катамарана не более 6 баллов и волнение не выше 1—1,5 м. В этих условиях (по предварительным данным) катамараны серии «Гауя» надежны и безопасны». Считаю, что авария «Стара» никоим образом не ставит под сомнение этот вывод!
И еще: «Очевидно следует разработать Правила эксплуатации катамарана». Печальный опыт показывает, что это надо было сделать- срочно — к моменту готовности второго катамарана.
Пользуясь случаем, хочу еще раз обратить внимание капитанов: парусный катамаран «не терпит» беспечности. За нее приходится дорого платить. В свое время я уже выступал против «лихости» некоторых авторов статей о катамаранах. Надеюсь, сейчас уже нет желающих «летать на одном поплавке». Катамаран «Стар» дал также хороший урок любителям крепить шкоты на утки. Уместно напомнить призыв Английского Ллойда: «Учитесь, если не хотите лежать на морском дне!». Добавлю — на ошибках надо учиться.
Судно погибло, но оно само по себе в этом не виновато.