Казалось бы, мотолодки, оснащенные подвесным мотором (или как его иногда называют академические издания — движительно-рулевым комплексом), не нуждаются в таком непременном для любого судна устройстве, как руль. Поворачивая румпель мотора или вращая штурвал, связанный штуртросами с мотором, мы изменяем направление действия упора гребного винта, который в этом случае дает составляющую, направленную перпендикулярно диаметральной плоскости лодки. И хотя, на первый взгляд, эта составляющая по величине больше силы, создаваемой рулем, поворотливость моторных лодок не всегда удовлетворяет водителей, особенно на малом ходу. Когда мотор работает на нейтрали — при подходе к причалу, маневрировании в гавани и т. п., судно еще сохраняет ход по инерции, но уже не управляется — площади погруженной части мотора не хватает для того, чтобы она служила в качестве руля.
Если к поворотливости судов, оснащенных подвесными моторами или угловыми поворотно-откидными колонками, предъявляют повышенные требования, приходится устанавливать дополнительные рули. Одна из конструкций, получившая широкое распространение, представляет собой литое алюминиевое перо руля 1, снабженное у верхней кромки утолщением 2 с прорезью, которой оно надевается на антикавитационную плиту мотора. Спереди корпус редуктора охватывает скоба 4. При помощи стяжных болтов 3, пропущенных в отверстия скобы 4 и утолщения 2, руль надежно крепится к мотору без сверления каких-либо отверстий в корпусе редуктора. В случае необходимости руль можно снять, затратив на это считанные минуты.
Другая конструкция — «Раддерсэйф» — состоит из двух параллельных пластин 5, соединенных вместе болтами 8 и закрепленных к антикавитационной плите на полуосях 6, относительно которых устройство может поворачиваться в вертикальной плоскости. У нижней кромки рулей под 90° к их плоскостям отогнуты небольшие пластинки 7, расположенные поперек встречного потока воды, натекающего при движении лодки на руль.
По мере повышения скорости лодки рули под действием гидродинамического давления на пластинки 7, постепенно поднимаются вверх и по достижении расчетной скорости практически полностью выходят из воды. По ее поверхности скользят только пластинки 7. Таким образом, когда руль не нужен, он не создает дополнительного сопротивления движению лодки, а брызгообразование от него незначительное.
Устройством «Раддерсэйф» снабжаются как подвесные моторы, так и угловые поворотно-откидные колонки. Помимо улучшения управляемости на малых скоростях (в частности — при ловле рыбы на дорожку), «Раддерсэйф» служит дополнительной защитой лопастей гребного винта от повреждений, особенно на заднем ходу. Благодаря стабилизации на курсе у лодок, снабженных «Раддерсэйфом», снижается потребление горючего на километр пути.
Еще одна разновидность руля появилась в последние годы на подвесных моторах мощностью более 150 л. с. (Для поворота таких моторов ранее приходилось применять сложный и дорогостоящий гидравлический привод).
Конструкторы использовали хорошо известный принцип серворуля. Он заключается в том, что для уменьшения усилий, необходимых для поворота основного пера руля, в его кромку встраивают небольшое вспомогательное перо-закрылок. Отклонив вспомогательный руль ручным приводом, получают на нем поперечную силу необходимую для того, чтобы существенно уменьшить вращающий момент на баллере основного руля.
В применении к подвесному мотору такой вспомогательный рулек 1 крепится с помощью пластины 2 к антикавитационной плите. Рычаг 3, насаженный на баллер этого руля, простейшей тросовой системой 4 (стальной тросик в боуденовской оболочке) соединен с неподвижной частью подвески мотора таким образом, что при перекладке мотора на небольшой угол, например налево, рулек автоматически отклоняется в противоположную сторону, т. е. вправо. Действующая на рулек сила стремится повернуть мотор в ту же сторону, в которую вращается штурвал. Благодаря этому усилие на штурвале уменьшается примерно в шесть раз.