Ремонт кулачка на маховике
Поделюсь опытом ремонта кулачка на маховике своего «Вихря». Для этого я использовал аргоно-дуговую сварку. В отверстие маховика вставил предварительно выточенный медный палец, служащий для отвода тепла и предотвращения прожогов.
«Выработка» на кулачке выглядит в виде дорожки, которую я заварил проволокой марки 09Г2С при минимальной величине тока и самым тонким слоем. Затем опилил напильником (это сделать было нелегко, так как металл в зоне шва закалился), облудил оловом подрезы и все отполировал. Три года мой мотор с таким кулачком работает безотказно.
Думаю, что для ремонта можно воспользоваться также пайкой медью.
Водопомпа станет надежнее
В «КиЯ» №146 В. Дмитренко из г. Херсоне жалуется на отсутствие воды в системе охлаждения мотора «Вихрь».
В моей практике тоже был такой же случай в 1982 г. Я обнаружил, что в процессе работы мотора крыльчатка водопомпы вырабатывается по высоте и диаметру. По высоте наибольшая выработка получается в месте расположения бронзовой втулки. Когда затягиваем корпус водопомпы, бронзовая втулка давит на тонкую пластину из нержавеющей стали, пластина вблизи своего центра прогибается, так как здесь под ней пустота. Вот здесь-то и образуется воздушная прослойка, которая при выходе лодки на глиссирование препятствует подаче воды — ведь насос находится над водой. При движении лодки в водоизмещающем режиме помпа погружается в воду, подача воды возобновляется.
Чтобы пластина не изгибалась, под нее нужно подложить шайбу толщиной 6 мм. Заштрихованная часть шайбы удаляется на наждаке, чтобы образовать подток воды от водозаборного отверстия до отверстия в виде полумесяца в пластине. Шайбу можно сделать из любого нержавеющего металла.
Как показал опыт, доработанная таким образом водопомпа работает с самой изношенной крыльчаткой.
Как отремонтировать кулачок прерывателя
В «КиЯ» №147 Молчанов интересовался технологией изготовления кулачка прерывателя. На это консультант журнала Р. В. Страшкевич ответил, что сделать это в условиях обычной слесарной мастерской практически невозможно.
Мне это удалось, и я могу дать совет тов. Молчанову.
Выточите из стали марки Ст. 5 кольцо с внутренним диаметром, меньшим диаметра кулачка на 0,01—0,02 мм, толщиной стенки 2,5 мм и высотой, равной высоте кулачка. Снимите на цилиндрической поверхности этого кольца плоскость, сделав его тоньше на 1 мм, хорошо отполируйте наружную поверхность и напрессуйте это кольцо на изношенный кулачок.
Для установки правильного зазора между контактами придется или спилить пластмассовый кулачок молоточка, или изогнуть молоточек.
В случае, если вы неправильно насадите кольцо, его можно повернуть на старом кулачке при помощи разводного ключа или зажав его в кулачки токарного патрона с умеренной силой. Чтобы не повредить при этом полированную поверхность, нужно применить медные или алюминиевые прокладки.
Как уменьшить износ посадочного места магнето?
В «КиЯ» нередко описываются неполадки в работе подвесных моторов, вызванные повышенным износом трущейся пары — основание магнето и верхняя часть картера.
Я с этим борюсь очень простым и эффективным способом: обильно смазываю место сопряжения этих деталей консистентной смазкой. А чтобы не происходил разрыв электрической цепи, основание магнето соединяю с картером при помощи 100-миллиметрового куска экранирующей оплетки от телевизионного кабеля Концы проводника обжимаю и опаиваю в медных трубках, расклепываю трубочки и просверливаю в них отверстия под крепежные винты. Один наконечник креплю винтом М4 к основанию магнето, другой зажимаю болтом М6 на двигателе.
«Вихрь» с «длинной ногой»
После длительной эксплуатации «Вихря-30» в морских условиях я решил изготовить проставку длиной 120 мм между корпусом редуктора и «ногой» с тем, чтобы исключить заливание мотора волной. В связи с тем, что «тридцатка» имеет настроенный выхлоп, хотелось бы знать, не ухудшится ли режим работы двигателя — не затруднится ли его запуск и не снизится ли мощность
При установке такой проставки никаких ухудшений пусковых, мощностных либо других характеристик мотора не произойдет. В 1985 г. СКВ нашего завода разработало специальную модификацию мотора «Внхрь-30 РМИ» в морском исполнении с удлиненным дейдвудом. Дейдвуд на первых образцах мотора был удлинен путем установки именно такой проставки, как предлагает Г. Игнатьев. Испытания, проведенные в Баренцевом море при волнении 2—3 балла, дали положительные результаты. Эта модификация испытывалась на надувной спасательной шлюпке «Ориои-301».