После публикации редакционной статьи «Одноместная лодка?» в 24 номере сборника многие наши читатели проявили большой интерес к проблеме создания лодок минимальных размерений. Показательно, что это, главным образом, автолюбители (а их насчитывается в нашей стране несколько миллионов!) — люди, привыкшие к высокой скорости. Естественно, что и при переходе на воду скорость в 10 км/час их уже не устраивает.
Публикуемая статья, подготовленная редакцией при участии инж. В. В. Вейнберга, не претендует на всестороннее обсуждение конструктивных проблем создания глиссирующих микромотолодок. В ней лишь ставится вопрос о принципиальной необходимости работы нашей промышленности над судами этого класса, обещающего стать одним из самых популярных.
В последующих номерах редакция предполагает опубликовать чертежи наиболее удачных небольших лодок (до 3 м длиной), построенных любителями, и привести данные по их испытаниям.
В предыдущем номере читатели познакомились с типами лодок и катеров, которые намечено выпускать для продажи населению в 1970—1975 гг. Здесь же были представлены проекты самых маленьких гребных лодок, рассчитанных на одного-двух человек. Легкие, портативные и дешевые они незаменимы для рыбаков, дачников, автомобилистов. Но даже и на эти лодки-малютки уже распространилось характерное для нашего века стремление все моторизировать — маломощный электро- или бензиновый подвесной мотор бесспорно считается их обязательным атрибутом. И все же это в первую очередь весельные лодки. Под мотором скорость их не превысит 10—12 км/час. А нельзя ли при сохранении всех преимуществ транспортабельной лодки сделать ее пригодной, например, для буксировки лыжника или просто для того, чтобы прокатиться «с ветерком» (любителей быстрой езды в наш моторный век куда как много). Речь идет, разумеется, о самой легкой лодке, рассчитанной на нормальную вместимость в 2 человека. Если вес такой лодки составит 50, максимум 75 кг, то при полном водоизмещении 250—300 кг (корпус + мотор + бензобак + пассажиры) подвесной мотор мощностью 8—12 л. с. может вывести лодку на режим глиссирования со скоростью около 30 км/час. Очевидно такая микромотолодка не утратит портативности — ее можно будет перевозить на крыше легкового автомобиля или перебрасывать на короткие расстояния на простейшей тележке либо даже переносить силами двух человек.
Можно возразить, что не исключена возможность, когда в такую лодку сядут четыре человека — именно столько пассажиров может быть в автомобиле, на крыше которого перевозится лодка. Ну что ж, и а» этом крайнем случае микромотолодка не должна перевернуться, а в случае аварии — даже с затопленным корпусом должна поддерживать на воде весь экипаж.
Какие же размерения может иметь такая мотолодка? Практика показывает, что достаточную остойчивость при эксплуатации с подвесным мотором мощностью 8—15 л. с. можно обеспечить при ширине корпуса 1,25—1,40 и длине в пределах 2,75÷3,25 м. В лодке такой длины можно разместить сиденья для пассажира и водителя и иметь достаточно места позади них для размещения запасов и снаряжения. При необходимости здесь же могут разместиться еще два человека.
Разумеется, говорить о мореходных качествах подобной лодки трудно: слишком малы ее размеры по сравнению даже с волной полуметровой высоты. По-видимому, если лодка справится с волной высотой 0,2—0,25м, то этого будет достаточно. При этом обводы днища можно выполнить с уменьшенной килеватостью (3—5° у транца), что облегчит лодке выход на глиссирование с десятисильным мотором и не скажется на комфортабельности хода на мелкой волне. За рубежом тщательная отработка обводов позволила устанавливать на подобные мотолодки подвесные моторы мощностью до 20 л. с. Перспективными с этой точки зрения являются обводы типа тримаран («кафедрал» или трехкилевые сани). Обводы тримарана, не суживающиеся в носу, эффективно уменьшают крен лодки на циркуляции или на косой волне и одновременно обеспечивают больший объем кокпита, чем у мотолодок с традиционными обводами. В качестве примера можно привести пластмассовую японскую лодку «Фламинго». При длине 2,6 м, ширине 1,25 м и высоте борта 0.7 м лодка весит всего 55 кг и допускается к эксплуатации с мотором мощностью 9,5—18 л. с. «Фламинго» легко буксирует воднолыжника.
Трехкилевые обводы типичны и для европейских микролодок. Например, французская лодка «Сюрло» длиной 3,20 м, шириной 1,45 м и весом 65 кг также безопасна при установке мотора в 20 л. с.
Лодки подобного типа отечественной промышленностью практически не выпускаются. Лишь в какой-то мере отвечают перечисленным требованиям в части размеров и веса три модели, не получившие сколько-нибудь широкого распространения из-за малой серийности производства.
Пластмассовая мотолодка «Чайка» (см. №15, 1968 г.) выпускается Дальзаводом (г. Владивосток). Корпус «Чайки» выполнен с трехкилевыми обводами, однако их преимущества в значительной степени не использованы, в основном из-за скругления линии палубы в плане и нерациональной профилировки днища. И все же даже при этих недостатках максимальная скорость с мотором «Москва» составляет 30 км/час при весе корпуса около 50 кг.
Две другие модели — «Янтарь-2» и «Вега» по сути дела представляют реализацию одного и того же проекта, разработанного для любительской постройки (мотолодка «Москвичка» конструктора Г. С. Малиновского). Обе лодки делаются из легких сплавов: «Янтарь» — сварной конструкции из магниевого сплава, «Вега» — клепаная из дуралюмина. По своим размерам и особенно весу (100 кг) эти лодки несколько выходят за пределы рассматриваемого класса и при некотором увеличении высоты борта могли бы быть отнесены к четырехместным прогулочным мотолодкам.
Таким образом, наша промышленность сейчас не может предложить любителям водного спорта и автомобилистам быстроходную микромотолодку, удовлетворяющую всем современным требованиям. Более того, как это видно из «Типажа лодок и катеров для продажи населению» (см. № 24), не планируется даже проектирование и отработка образцов подобных судов.
А между тем благодаря своим малым размерам, транспортабельности и сравнительно небольшой стоимости микромотолодки могли бы стать одними из самых популярных судов. Массовое производство их выгодно и для потребителя и для производства. Нужно учесть, что уменьшение объема корпуса на один кубический метр снижает расход материала и вес лодки на 30—40 кг, позволяет увеличить скорость хода на 3—5 км/час при одновременном уменьшении расхода топлива. В то же время, даже значительно упростив конструкцию микромотолодки, можно обеспечить достаточную прочность корпуса.
В частности, на корпусах на пластика и легкого сплава роль традиционных элементов набора могут с успехом выполнить различные высадки и правильно выбранные гидродинамические гофры — продольные реданы. Подобное упрощение позволяет увеличить степень механизации постройки, покупателю не придется платить за лишние килограммы веса, а экономия материала (вопрос, заслуживающий особого внимания) и труда при серийном производстве достигнет весьма внушительной цифры. Даже сейчас в условиях мелкосерийного производства при далеко не оптимальных конструкциях лодок и технологии постройки цена микролодок длиной 2,8—3 м из легкого сплава не превысит 220 руб., а из стеклопластика — 300 руб.