Благодаря правильно выбранным обводам и использованию одного ПМ мощностью 25—30 л.с. обеспечивается малый расход топлива при хорошей скорости. Лодка остойчива, что особенно ценно для любителей отдыха на воде и рыболовов. Простота постройки и безопасность при эксплуатации делают ее особенно ценной для пионерлагерей, станций технического творчества, трудовых коллективов.
В заключение рекомендуем литературу:
- Д. Курбатов, «15 проектов судов для любительской постройки». Л., Судостроение, 1985.
- X. Баадер. «Разъездные и туристские катера». Л., Судостроение. 1977.
- К. Рейнке и др. «Постройка яхт». Л., Судостроение, 1985.
- Б. Тараторкин. «Приборы для катеров и яхт». Л., Судостроение, 1984.
Основные данные лодки »РБ-470»
Длина наибольшая, м | 4,7 |
Ширина наибольшая, м | 1,6 |
Ширина корпуса по скуле, м | 1,4 |
Высота борта на миделе, м | 0,72 |
Пассажировместимость, чел. | 5 |
Скорость с одним водителем и грузом 40 кг (ПМ «Вихрь-М»), км/ч | 48 |
При разработке моей новой мотолодки учитывались следующие требования: пассажиро-вместимость — 5 чел., скорость — около 45 км/ч с одним ПМ «Вихрь-М», мореходность при высоте волны до 1,0 м, комфортабельность и надежность, предельная простота конструкции.
Просмотрев все журналы «Катера и яхты», я выбрал за основу МЛ «Микро-2» В. Ф. Рябинина («КиЯ» №39), увеличив ее длину до 4,7 м.
Для уменьшения смоченной поверхности и «мягкого хода» на днище установлен стреловидный редан высотой 40 мм; высота этого редана уменьшается к бортам и в районе тоннеля равна нулю. Угол внешней килеватости на редане 16°, на днище (за реданом, в корму) — постоянен и равен 12°. Изменил полностью первый и второй шпангоуты, укоротил спонсоны.
Для получения максимальной полезной площади кокпит выполнен прямоугольным в плане. Длина «большого» кокпита 2,85 м. Шпангоут 5 делит его на две части. В носовой части располагается П-образный диван-рундук, ширина прохода — 440 мм. Для ночлега пайол поднимается до уровня коек, образуя «лежак» размером 1,9Х1,5 м. Под продольными сиденьями размещаются длинномерные предметы: водные лыжи, рыболовные снасти.
В кормовой части установлен поперечный диван-рундук для водителя и пассажира.
Пульт управления расположен справа по ходу. Фальшборт выполнен из 8-миллиметровой фанеры; его нижняя кромка опущена ниже палубы, образуя емкость для мелких предметов. Между рецессом и бортами имеются две емкости, закрываемые крышками на петлях, для установки штатных бензобаков.
В нос от шпангоута 2 расположен «малый» самоосушаемый кокпит; дно его поднято выше ватерлинии и имеет сливную трубу.
В районе кокпита установлены уключины, весла закрепляются вдоль бортов и всегда готовы к работе. Если установить крышку, то кокпит можно использовать как багажник.
Для использования в холодную или плохую погоду предусмотрена быстросъемная легкая рубка из 4-миллиметровой фанеры, закрывающая пассажирский кокпит. Высота от продольных сидений до подволока рубки — 900 мм.
Для удобства посадки в лодку средняя часть лобового стекла (шириной 420 мм) выполнена откидывающейся на петлях к левому борту. Предусмотрен также мягкий тент; высота его от заднего (поперечного) сиденья также равна 900 мм.
Конструкция мотолодки очень проста и технологична. Все шпангоуты, кроме шп. 1, 2 и 3, имеют одинаковую ширину, высоту и угол внешней килеватости. Борт и палуба плоские. Поперечный набор, совмещенный с деталями внутреннего оборудования, и продольные рундуки, обеспечивая большую жесткость, позволяют уменьшить массу лодки.
Сборка корпуса производится «килем вверх» на эпоксидной смоле с гвоздевой запрессовкой. Предварительно подогнанная обшивка оклеена стеклотканью (по «внутренней» поверхности), поэтому после сборки лодки остается только оклейка набора и оборудования. Днище оклеивается двумя, а борта одним слоем ткани. По килю и форштевню дополнительно укладываются полосы стеклоткани шириной 150—200 мм (в местах наибольшего истирания).
Мотолодка эксплуатируется в течение В лет на реке Дон и в Азовском море, участвовала в дальних походах (Ростов — Керчь — Ростов); она прочна и надежна.