Далеко не всегда удается на стоянке сразу развести костер: пошел проливной дождь, не успели найти место для лагеря до наступления темноты, не оказалось рядом дров, и т. п. В этом случае незаменим бензиновый примус.
К сожалению, снят с производства надежный и дешевый примус «Альпинистский», а вместо него в продажу поступил «Туристический». Но многообещающее название сильно расходится с эксплуатационными возможностями этого устройства. Примус неустойчив, посуда на нем стоит тоже ненадежно; управлять тепловым экраном на горячем примусе трудно — можно обжечь руки; горелка гаснет при самом легком ветре. А между прочим, эти дефекты конструкции легко устранимы.
Ветростойким примус сделает защитная планка из алюминия, латуни и т. п. толщиной примерно 1 мм; в случае использования жести ее следует отбуртовать, чтобы случайно не порезаться. Защитная планка крепится в нижней части кожуха передней стойкой и держателем горелки.
Планка не мешает примусу закрываться и не требует никаких дополнительных переделок.
Примус будет более устойчивым, если снизу кожуха приделать поворотные ножки из стальных пластинок толщиной 1 мм.
Желательно увеличить опорную площадь и для посуды. Для этого можно изготовить (из стальной четырехмиллиметровой проволоки) новую заднюю стойку. При закрывании примуса заднюю стойку нужно вынуть и уложить внутрь кожуха по диагонали. Стойка туда поместится, только нужно проявить некоторую настойчивость, когда в первый раз станете закрывать примус.
Чтобы бачок с бензином не перегревался, примус снабжен теплозащитным экраном. Для регулировки экран можно поворачивать, но до него трудно добраться. Рекомендуем приделать к экрану короткую ручку, так как длинная будет мешать отворачиванию пробки бачка. Однако при продолжительной работе бачок все равно перегревается. Чтобы не уменьшать силу пламени, можно поставить на экран удлинитель — кусок обыкновенной жести размерами 95X120, имеющий два разреза. Удлинитель также свободно укладывается внутрь кожуха примуса.
Существуют и другие способы усовершенствования примуса «Туристический», например, описанные в пятом номере журнала «Турист» за 1967 г. (стр. 25).
Хороший примус можно сделать из лабораторной бензиновой лампы (лампа Бартеля), заменив горелку на примусную для бензина. Правда, вес и габариты походного снаряжения при этом увеличиваются, но зато появляется возможность приготовить обед на одной заправке бачка (0,5 литра). Лампа имеет подкачивающий насос, так что этот примус легче разжечь в холодную погоду. Между прочим, для разжигания примуса «Туристический» инструкция (пункт 9) рекомендует подогреть бачок рукой. В холодную погоду проще облить примус бензином (грамм пять) и поджечь.
В заключение еще об одной возможности использования примуса: в холодную погоду примус за несколько минут нагреет воздух даже в большой шатровой палатке, и вы сможете уютно устроиться на ночлег.