Сепаратор шатунного подшипника
Можно ли шатунный подшипник собрать без сепаратора М 67.26.18.003-1, заполняя пространство роликами 4X12 мм по аналогии с игольчатыми подшипниками шестерен переднего и заднего хода в редукторе!
Приведите, пожалуйста, чертеж сепаратора М 67.26.18.003-1 (размеры, марка материала, термообработка).
Подшипники без сепаратора имеют относительно высокие потери на трение между иглами, поэтому их допускается использовать при меньшей частоте вращения, чем подшипники с сепараторами.
Частота вращения шестерен редуктора мотора «Москва-30» — 3000 об/мин, а коленчатого вала мотора — 5000 об/мин, поэтому для опор коленвала необходимо использовать шатунные подшипники с сепаратором.
Сепаратор подшипника для мотора «Москва-30» (см. чертеж) делается из стали 12ХНЗА ГОСТ 4543—71. После обработки деталь цементируется на глубину 0,4—0,7 мм и закаливается до HRC≥58.
Зажигание для «Москвы-25АЭ»
Подвижное основание магнето «Москвы-25АЭ» приносит массу неприятностей. Установленное по всем параметрам зажигание в процессе даже недолгой эксплуатации из-за вибрации основания сбивается. Попытки устранить люфт основания не увенчались успехом. Хочу закрепить основание магнето с наивыгоднейшим углом опережения зажигания, так, как это делается в 2-тактных моторах мотоциклов (в частности — на «Яве-350», отличающейся высокой надежностью). Посоветуйте, как это лучше сделать. Кстати, почему такой принцип фиксированной установки зажигания не нашел применения в подвесных лодочных моторах!
И второй вопрос. Где можно найти материал по бесконтактной системе зажигания для мотора «Москва-25 АЭ»?
1. Установка постоянного угла опережения зажигания на моторе «Москва-25АЭ» неприемлема. Вследствие большого значения оптимального угла опережения зажигания мотора (39° до в. м. т.) при запуске возможно появление обратных вспышек, которые вызывают вращение коленчатого вала в противоположную сторону, резкое выдергивание из руки рукоятки шнура пускового механизма, приводящее нередко к травмам.
Мотоциклетные двигатели, в отличие от двигателей лодочных моторов, имеют меньшее опережение зажигания а способ их запуска при помощи ножного кикстартера позволяет выполнить ногой более резкий рывок, чем ручным пусковым механизмом на подвесном моторе. Тем не менее и при запуске мотоциклов при недостаточно резком рывке или установке более раннего, чем указано в инструкции, опережения зажигания, иногда коленчатый вал начинает вращаться в другую сторону и мотоцикл движется назад.
2. Схема электронного зажигания для мотора «Москва-25», описание которой помещено в «КиЯ» №40 и №84, подходит и для модели «Москва-25АЭ», но при монтаже ее на моторе с электрозапуском теряются функции магнето-динамо, так как генераторные катушки с основания магнето удаляются.
Известны случаи использования на моторах «Москва-25(30)» электронного бесконтактного магдино МБЭ с «Ветерка». Для этого из маховика мотора «Ветерок» вырезается магнитная система (обод с тремя магнитами и магнитопроводами) и запрессовывается затем в маховик мотора «Москва-25(30)».
Гребные винты для «Вихрей»
В ленинградских магазинах в начале этого года появились гребные винты к моторам «Вихрь», окрашенные серой эмалью (молотковой), в отличие от поставляемых с начала производства, окрашенных в красный цвет. На лопастях винтов отлиты цифры 0, 1 и 2. Каковы характеристики этих винтов?
Цвет окраски соответствует гребным винтам с разным шагом и формой лопастей.
Винты, окрашенные в красный цвет, имеют шаг 300 мм; их номер по каталогу — 2.217-000.
У винтов, окрашенных в серый цвет, шаг равен 282 мм; их номер по каталогу — 4.217-000. Эти винты имеют лучшие гидродинамические характеристики и более высокий КПД, что позволяет достичь более высокой путевой скорости и таким образом повысить экономичность мотора.
Цифры, отлитые на лопастях винтов, обозначают номера литейных пресс-форм и для потребителей никакого значения не имеют.
О материале для гильз цилиндров «Вихря»
Можно ли изготовить гильзы цилиндров из жаропрочной стали ЗХ2В8Ф, если в наличии нет чугуна нужной марки?
При разработке конструкции 2-тактных двигателей большое внимание уделяется выбору марки материала гильз цилиндров. Этот материал должен иметь высокую механическую прочность, быть износостойким, хорошо сохранять смазку на поверхности зеркала и т. д. Материал гильзы не должен быть очень твердым, чтобы не происходило интенсивного износа поршневых колец, но и не слишком мягким, чтобы зеркало не истиралось поршневыми кольцами — словом, материалы гильз цилиндров и поршневых колец взаимосвязаны. Кроме того, материал гильз должен быть технологичным в литье и обработке и иметь невысокую стоимость.
Наиболее полно этим требованиям удовлетворяет чугун специальных марок. Применение жаропрочных сталей для изготовления гильз цилиндров конструктивно и экономически нецелесообразно.
Причина недобора оборотов
Три года назад я купил мотор «Вихрь-30 Электрон» с зажиганием МБ-2. К сожалению, двигатель развивает всего 4100 об/мин. Как можно устранить «недобор» 900 об/мин?
Двигатель мотора «Вихрь-30» развивает максимальную мощность 22±1,5 кВт (30±2,0 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 5000±20 об/мин. Частоте 4100 об/мин соответствует мощность 24—25 л. с. Конечно, нужно сделать все необходимое для достижения расчетных оборотов и мощности. Но поскольку тов. Черкасов не сообщает никаких данных по типу катера, его загрузке и состоянию двигателя, коротко и однозначно ответить на его вопрос нельзя. «Недобор» оборотов при нормальной загрузке катера может быть следствием плохого технического состояния двигателя, неработоспособности его отдельных систем и агрегатов. Можно рекомендовать несколько простых приемов, связанных с последовательной перестановкой систем и агрегатов. Желательно всю работу проводить на стандартной лодке («Прогресс», «Казанка» и т. д.), а не на самодельной, т. к. причиной недостаточных оборотов двигателя могут быть и неудачные обводы корпуса или излишний вес конструкции.
Перед началом работы следует максимально облегчить лодку, освободив ее от различных вещей и снаряжения. Затем делают контрольный заезд и замеряют максимальные обороты. После этого последовательно меняют топливный бак со шлангом, свечи зажигания (имея в виду, что свечи с большим нагаром или неправильной регулировкой зазора между электродами снижают обороты двигателя на 500 об/мин и более). Зазор должен быть в пределах 0,5—0,6 мм. Если эти замены оказались безрезультатными, далее следует заменить карбюратор, маховик и систему зажигания МБ-2. Замену нужно производить только по одному агрегату; если нет запасных агрегатов и систем, желательно использовать снятые с нормально работающего двигателя.
Если проделанные работы не дадут результата и обороты двигателя не увеличатся, нужно разбирать и осматривать весь двигатель. Увеличить частоту вращения двигателя в пределах 200—300 об/мин можно путем подбора и установки гребного винта с меньшим шагом: 282, 270, 240 мм.