Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Консультации / Полезные устройства / 1988 год / Универсальный штурманский инструмент
    Подкатегории раздела
    Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Штурманский уголок на яхте
    Универсальный туристический катамаран «Отдых»
    Универсальный швертбот-двойка класса «420»
    Подвесной универсальный парус Антеро Катайнена
    Универсальный кронштейн для подвесного мотора на яхте
    Универсальный магазин «Спорт» в Ленинграде на проспекте Шаумяна
    Универсальный глиссирующий снегоход-амфибия «УГС-А-01»
    Универсальный трейлер для перевозки и грузов и лодки
    Как сделать универсальный шарнир для виндсерфера
    Универсальный держатель для удочки и спиннинга
    Полезные мелочи: штурманский стол, кормовой огонь, шкафчик...
    Универсальный снаряд «ВиндГляйдер» для развлечения и отдыха
    Круизно-гоночный универсальный катер «XS-2000»
    Универсальный весельно-моторный вариант «дори»


    Универсальный штурманский инструмент

    Год: 1988. Номер журнала «Катера и Яхты»: 135 (Все статьи)
              0


    Органическое стекло вошло в широкое употребление едва ли не сотню лет назад и не менее полувека применяется для изготовления штурманских прокладочных инструментов. Однако конструкция последних чаще всего оставалась копией деревянных (параллельная линейка) или металлических (транспортир) прототипов. Неизменными оставались и методы работы с этими инструментами, хотя орудовать громоздкой линейкой и транспортиром на тесном штурманском столе в условиях крена и качки крайне неудобно.

    Наконец, недавно появились конструкции инструментов, в которых используется прозрачность оргстекла. Одним из них является универсальный инструмент, называемый «плоттером» (в переводе — прокладчик) или транспортиром Дугласа. Он получил широкое распространение в зарубежной яхтенной практике. В этом инструменте используется свойство человеческого глаза с большой точностью улавливать параллельность линий. Если на кусок оргстекла нанести сетку взаимно перпендикулярных линий с шагом 10— 15 мм и наложить его на навигационную карту, то одна из линий окажется достаточно близкой к меридиану или параллели для того, чтобы правильно ориентировать инструмент. Кроме этих линий в центре пластины намечена точка и относительно нее на кромках размечена градусная сетка. Таким образом получился инструмент, совмещающий параллельную линейку и транспортир. Работать с ним несравненно удобнее, чем с этими двумя традиционными инструментами.

    Информация об изображенииРисунок 1.
    Рисунок 1.
     
    Для нашей яхты типа «Картер-30» мы сделали прокладчик квадратной формы размером 200X200 мм (см. рис. 1), полагая, что при этом будет достигнута наибольшая точность прокладки. Для малых яхт можно уменьшить размеры до 130X130 мм. Поскольку наш прокладчик делался кустарными методами, его пришлось изготовить из довольно толстого оргстекла — 4 мм, хотя лучше было бы применить оргстекло толщиной 1—1,5 мм. Линейная сетка наносилась на разметочной плите при помощи штангенрейсмуса с заточенной надлежащим образом чертилкой, а градусная сетка — на обычной делительной головке. Диаметр центрального отверстия — не более 1 мм.

    Какие навигационные задачи можно решить с помощью нового прибора?


    Информация об изображенииРисунок 2.
    Рисунок 2.
     
    1. Прокладка курсов и пеленгов может выполняться двумя способами. Простейший из них состоит в том, что инструмент накладывается центральным отверстием на нужную точку (пункт поворота, ориентир и т. д.), ориентируется по меридиану и параллели, после чего против соответствующей градусной черты и кромки инструмента на карту наносится точка. Соединив ее с исходной точкой, получаем линию курса или пеленга (рис. 1).

    Более точное построение получается, если поместить прокладчик центральным отверстием и нужной градусной чертой на линию меридиана и двигать вдоль него, пока кромка инструмента не совпадет с намеченной точкой (рис. 2).

    2. Снятие курсов и пеленгов с карты проводится теми же способами, но в обратном порядке. При этом центральное отверстие совмещается с нужной точкой на линии курса или же перемещается вдоль нее.

    3. Прокладка параллельных линий легко выполняется с помощью сетки.

    Информация об изображенииРисунок 3.
    Рисунок 3.
     
    Если поверхность инструмента сделать матовой, чтобы на ней можно было чертить карандашом, а затем стирать нанесенные линии, то круг возможностей существенно расширяется. Становится возможным решать и такие задачи, как определение места судна по двум углам между тремя предметами, по крюйс-пеленгу и т. п.

    4. Определение места по двум углам между тремя предметами. Углы вычерчиваются на матовой плоскости инструмента, затем он перемещается до совпадения начерченных линий с положением ориентиров. После этого через центральное отверстие на карту наносится точка, обозначающая место судна (рис. 3).


    Аналогичным образом можно определяться и по трем пеленгам, не портя карту их линиями (это, конечно, возможно лишь в том случае, если расстояние между ориентирами на карте меньше размеров инструмента).

    Информация об изображенииРисунок 4.
    Рисунок 4.
     
    5. Определение истинного пути судна в случае, если неизвестно направление и скорость течения. Берут серию пеленгов одного берегового ориентира. При этом засекают время каждого пеленгования и отсчет лага. На одной кромке прокладчика прочерчивают линию и точками помечают на ней пройденное расстояние между пеленгами. Наложив затем прокладчик на карту, где уже прочерчены обратные пеленги берегового предмета, передвигают инструмент таким образом, чтобы точки на линии совпали с линиями соответствующих пеленгов. Кромка прибора будет параллельна пути судна, а угол между путем и истинным курсом укажет на наличие течения или дрейфа судна (рис. 4).

    Информация об изображенииРисунок 5.
    Рисунок 5.
     
    6. Определение места по последовательно взятым отсчетам глубины. Если нанести на поверхность прокладчика истинный курс и вдоль линии в масштабе карты нанести значения глубин, измеренных эхолотом через определенные промежутки времени, то можно воспользоваться этими данными для определения места по глубинам. Расположив прокладчик под углом, соответствующим курсу судна, перемещают его по карте до совпадения измеренных глубин с указанными на карте (рис. 5).


    Понравилась ли вам эта статья?
    +1

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Опыт походов на надувном спасательнос плоте «ПСН-10М» с парусом
    Отзыв после 5 месяцев эксплуатации о швертботе «Тройка»
    Делаем модель парусника в бутылке
    Унитаз с воздушной продувкой на прогулочно-туристском судне
    Самодельный стопор для парусной доски
    Поход на серийной надувной лодке «Славянка»
    Прибор для определения наличия и уровня воды в топливном баке
    Датчики измерителей скорости и дрейфа
    Юридическая служба: такси, услуги, налог, пересдача, осмотры...
    Как уменьшить осадку яхты?
    Нитроцеллюлозные покрытия для окрашивания лодки
    Консультации по подвесным моторам «Москва» и «Вихрь»
    Гарантия безопасности и безаварийности — в надежности судна
    Гибель самой большой одесской яхты «Лейтенант Шмидт»
    Полезные мелочи: мешок для кренования, футшток, плавучий трос...

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Универсальный штурманский инструмент

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Два узла для лесок и синтетических тросов
    Как проводят в Японии матчевые парусные гонки
    Отзывы об эксплуатации мотора «Салют-Э» и мысли по его улучшению
    Мачта-контейнер для грота «Фарлин»
    Улучшение серийных лодок «Днепр», «Прогресс-4Л» и «Прогресс-4»
    Тахометр для спортивных лодок
    Прибор для контроля температуры двигателя и наличия воды
    Место расположения водителя на прогулочно-туристском судне
    Шверт «веерного» типа для швертбота
    Повышение надежности надувных поплавков
    Как усовершенствовать спасательный нагрудник
    Консультации по моторам «Ветерок», «Вихрь» и прочим
    Отзыв о книге «Пособие для судоводителей-любителей» 1988 года
    Полезные мелочи: эжектор, складной якорь, пропитка тента...
    Как разделить обязанности экипажа крейсерско-гоночной яхты


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 18 + 41 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории