Гюнтер Люке — доктор экономики из Германии, из той ее части, которая до недавнего времени называлась ГДР. Гостем «Катеров и яхт» он стал по собственной воле. Будучи не только экономистом, но и судоводителем-любителем, Люке зашел к нам запросто, как это делают многие яхтсмены и катерники, оказывающиеся на ул. Гоголя, 8.
Гюнтер тем не менее представился не частным лицом, а выборным президентом яхт-клуба земли Бранденбург, расположенного в городке Биркенвердер по соседству с Берлином, а значит — на значительном удалении от моря.
В отличие от немецких судоводителей-любите-лей, всегда живших в ФРГ, Гюнтер Люке и его товарищи по увлечению, обитающие на землях бывшей ГДР, по сей день испытывают последствия дискриминационной политики, возведенной некогда в ранг государственной. Долгие годы дорога во внешний мир им была заказана. Эта политика ограничивала инициативу в строительстве яхт и катеров промышленным способом. И надо ли говорить, что для потомков деятельных немцев, создавших за века прекрасную школу малого судостроения и яхтенного мореплавания, условия, продиктованные злой волей правителей, были сущей каторгой. Теперь ей положен конец. Но путы прошлого в одночасье не порвать. Они все еще дают себя знать.
Что выручало в прошлом? Чисто немецкая организованность. Любители объединились в группы и, помогая друг другу, строили катера, швертботы, компромиссы для туризма на внутренних водоемах и, прежде всего, на Мекленбургских озерах. Группы в свою очередь объединялись в небольшие клубы, которые арендовали у воды участки земли и даже далеко не всегда располагали собственными постройками. Эти маленькие клубы замыкались, говоря по-нашему, на земские, т. е. областные клубы. Так было легче выжить в трудных, противоречащих здравому смыслу условиях существования.
Доктор Люке владеет 9-метровым мотоботом. Он опытный судоводитель-любитель авторитетный в кругу яхтсменов и катерников человек. Именно поэтому каждые два года его в пятый раз переизбирают президентом клуба.
В апреле 1993 года Бранденбургский яхт-клуб отметит 25-летие. Начинался он тоже с малого объединения владельцев моторных яхт и катеров. Сегодня в клубе более 100 различных судов и 240 членов. Большинство катеров и яхт построено их владельцами: рабочими, служащими, предпринимателями. Аренда земли сейчас обходится клубу не очень дорого — власти идут навстречу судо-водителям-любителям. Но все прочее для частников составляет солидную статью расходов и целиком ложится на их плечи. К тому же, в условиях нынешнего подорожания жизни в стране и без того высокие цены на «предметы роскоши», каковыми всегда являлись двигатели, паруса, приборы и дельные вещи для яхтинга, ощутимо поднялись. Приходится раскошеливаться. Тем более, что открылась перспектива широкой географии плаваний. Сметены всяческие надуманные препоны. Покончено с оскорбительной для человеческого достоинства многолетней практикой «держать и не пущать».
Обо всем этом мы узнали от президента Бранденбургского яхт-клуба из городка Биркенвердер, что по соседству с Берлином.
Гюнтер Люке отметил особо, что верит в реальность скорого визита в Санкт-Петербург эскадры клубных яхт, имеющих складывающиеся мачты для прохода под мостами. К Балтийскому морю они спустятся по Одеру без затруднений. А там — рукой подать и до Невы, на берегах которой у президента уже появились знакомые яхтсмены, готовые принять швартовы бранденбургских яхт.