Повышение мощности мотора «Стрела»
Статья «Модернизация, мотора «Стрела» («КиЯ» №117) меня заинтересовала, так как в результате модернизации мощность двигателя существенно возросла. За счет чего это произошло? Фазы газораспределения двигателя не изменились, а при их изменении эффект мог быть еще более значительным. Рекомендации по этому вопросу будут очень полезны.
Увеличение мощности мотора «Стрела» при замене поршневого впуска на клапанный через коническую вставку с пластинчатыми лепестковыми клапанами произошло благодаря улучшению наполнения цилиндров двигателя горючей смесью за счет увеличения фазы впуска, замене карбюратора, повышению эффективности работы картера как продувочного насоса (возросла степень сжатия смеси в картере при уменьшении его объема).
При изменении фаз продувки и выхлопа с двигателя, вероятно, можно снять еще большую мощность, однако для того чтобы дать надежные рекомендации, требуется проведение специальных лабораторных испытаний.
При повышении мощности двигателя мотора «Стрела» и использовании рекомендуемого в упомянутой статье отдельного бензобака следует учитывать и отрицательные моменты: повышение вибрации мотора, уменьшение срока службы кривошипно-шатунного механизма.
Шатунно-поршневая группа ПМ «Москва»
От каких подвесных моторов можно применять в «Москве» узлы и детали кривошипно-шатунного механизма: поршни, шатуны, пальцы?
Подходят ли поршневые кольца от выпускаемых лодочных и мотоциклетных двигателей (пусть с небольшой доработкой)?
Если можно, приведите данные, по которым можно изготовить поршневые кольца.
Для лодочных моторов «Москва» — 10 л. с. («Москва-М», «Москва-12,5») с диаметром цилиндра 55,2 мм и дефл кторной продувкой нельзя использовать поршни, шатуны, поршневые пальцы и поршневые кольца с других выпускаемых двигателей.
Чертеж поршневого кольца приводится на рисунке. Материал — чугун специальный; упрощенная технология изготовления поршневых колец описывается в «КиЯ» №87.
Кольцо должно подвергаться термообработке до твердости HRB=90—106. Усилие для сжатия кольца до зазора в замке 0,15—0,35 мм должно быть в пределах 1,8—2,5 кгс. При введении кольца в калибр диаметром 55,2 мм допускается просвет не более 0,015 мм на дуге 30°.
Трансформаторы ИЖ и ТЛМ
Какова разница между высоковольтными трансформаторами типа ИЖ-56, используемыми в электронном зажигании для «Москвы-25» («КиЯ» №35), и высоковольтными трансформаторами типа ТЛМ, используемыми в моторах «Вихрь»?
Высоковольтные трансформаторы типа ТЛМ имеют коэффициент трансформации (отношение числа витков вторичной обмотки к числу витков первичной), близкий к коэффициенту трансформации катушки ИЖ-56 сб39, к могут их заменить в электронной системе зажигания.
Трансформаторы ИЖ-56 сб39 имеют три вывода: вывод высокого напряжения со специальной гайкой и резиновым уплотнением для крепления высоковольтного провода и две клеммы низкого напряжения. Трансформаторы ТЛМ специального вывода провода «масса» не имеют — соединение с сердечником осуществлено внутри трансформатора; электрический контакт с «массой» обеспечивается при затягивании крепежных болтов.
Трансформатор ТЛМ отличается от ИЖ-56 сб39 повышенной надежностью и лучшей влагозащищенностью.
Детали кривошипно-шатунного механизма мотора «Москва-М»
1. Допустима ли дальнейшая работа поршня мотора «Москва-М», если у него выкрошился кусочек металла длиной около 12 мм в перемычке между вторым и третьим кольцами? Если нет, то от какого двигателя, пусть даже с небольшой расточкой цилиндров, подойдет поршень?
2. Сообщите размеры и материал, из которого изготовлены втулки верхней головки шатуна.
3. Допустимо ли увеличить диаметр шпилек крепления головки блока до 8 мм?
4. На сколько нужно подрезать головку блока цилиндров, чтобы получить степень сжатия 7,5—8 единиц?
1. Для мотора «Москва-М» поршни выпускаемых двигателей лодочных моторов, мотоциклов или мопедов не подходят. Использование поршня с выкрошенной перемычкой приведет к потере компрессии и «залеганию» поршневых колец.
2. Приводим чертеж втулки верхней головки шатуна. Материал— бронза ОС-10-10; твердость — 65—90 кг/мм2.
3. Размеры бобышек блока и головки блока цилиндров допускают увеличение диаметра шпильки до 8 мм.
4. Для увеличения степени сжатия двигателя до 7,5—8 единиц нужно подрезать головку блока цилиндров на 1,4—1,8 мм. При этом следует убедиться в том, что дефлектор поршня не задевает за поверхность камеры сгорания.
Для впрыскивания бензина
При промывке различных узлов подвесного мотора можно использовать пластмассовую упаковку из-под товаров бытовой химии. Стенки емкости должны быть максимально эластичными, а пробка навинчиваться и иметь форму цилиндра.
В крышке пробки сверлится отверстие 1 по наружному диаметру заранее подобранной металлической или пластмассовой трубки 2 длиной 40—50 мм и внутренним диаметром около 3 мм. На нижний конец трубки навинчивается или напрессовывается подходящая по размеру гайка 3. Поставив трубку с гайкой на место, пробку следует установить крышкой вниз и залить внутрь до закрытия гайки эпоксидный клей. При затвердевании клея трубка окажется прочно закрепленной к пробке 4. На верхний конец трубки надо подобрать колпачок 5, а чтобы он не потерялся, его желательно привязать к емкости тонким шнурком или цепочкой 6.
Описанное устройство незаменимо при промывке насоса, карбюратора и редуктора, при очистке от нагара электродов свечей и, наконец, для впрыскивания чистого бензина в диффузор карбюратора.
Кнопка «стоп» на румпеле мотора
Кнопка «Стоп» у моторов семейства «Вихрь» установлена очень неудобно — с правой стороны поддона. Особенно это ощущается на лодках с рецессом.
Я поставил кнопку «Стоп» в торец румпеля, как на моторе «Привет». Кнопку использовал от ДУ, которое поставляется вместе с лодкой. Отвернув гайку в торце румпеля и сняв пружину, я опилил конец штока привода управления газом и на освободившееся место в полость румпеля поставил на эпоксидной смоле кнопку «Стоп». К ней подсоединил проводники от штатной кнопки мотора.