Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Проекты / Парусные яхты / 1980 год / Крейсерская яхта «Вираж» класса «полутонник»
    Подкатегории раздела
    Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Крейсерская яхта «Виймси» класса «полутонник»
    Крейсерская мини-яхта из швертбота класса «М»
    Крейсерская яхта «Фортуна» из класса «Дракон»
    Крейсерская яхта из старого швертбота класса «М»
    Яхта «СТ-28» класса «полутонник»
    Новая яхта класса «полутонник» по проекту «СТ-31»
    Крейсерская яхта Лоцман для озерного и прибрежного морского плавания
    Гоночно-крейсерская яхта Л-6
    Крейсерская яхта Антарктика
    Крейсерская яхта Хортица
    Армоцементная крейсерская яхта Цементал
    Малая крейсерская яхта Юность
    Морская крейсерская яхта «Новинка» из стеклоцемента
    Стальная крейсерская яхта «Юг»


    Крейсерская яхта «Вираж» класса «полутонник»

    Год: 1980. Номер журнала «Катера и Яхты»: 85 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииЯхта «Вираж» под парусом
    Яхта «Вираж» под парусом
     
    Группа «Вираж» студенческого конструкторского бюро КНИГА — Киевского института инженеров гражданской авиации — в течение пяти лет занимается исследованием вопросов аэрогидродинамики парусных судов. Теоретические исследования ведутся силами студентов механического факультета. Теория хорошо сочетается с практикой: в институте работает довольно мощная парусная секция, под флагом которой ходят шесть крейсерских яхт: три «Фолькбота», четвертьтонник «Гелиос», один «Таурус» и наконец — полутонник собственной конструкции, о проектировании и испытаниях которого мы и хотим рассказать.

    По заказу Херсонской областной водноспортивной станции и Таллинской экспериментальной верфи спорт-судостроения нашей группой «Вираж» проводились испытания моделей яхт в опытовом бассейне, а также испытания самоходных моделей под парусами и продувки моделей в аэродинамической трубе. Закономерным итогом этих работ было проектирование крейсерско-гоночной яхты с учетом полученных при их проведении результатов.

    В 1978 г. спущена на воду яхта полутонного класса «Вираж», построенная в Херсоне по проекту СКВ КНИГА. Постройка этой яхты, заложенной еще в 1974 г., шла очень медленно по вине верфи. Изменения в правилах обмера, принятые IYRU за эти годы, лишили судно первоначально запланированных обмерных преимуществ; после спуска на воду яхта была вооружена максимально возможным количеством парусов при сохранении требований обмера V группы 10R. На наш взгляд, эта яхта интересна рядом нетрадиционных решений и по сути дела является экспериментальным судном. Ее проектирование и постройка явились настоящей школой исследований, а эксплуатация привлекает постоянное внимание с точки зрения практической проверки заложенных в проект идей и решений. Яхта в дальнейшем будет оборудована как плавучая лаборатория, но она уже прошла испытания стихией и готовится к крейсерским гонкам олимпийского сезона.


    Основные данные яхты


    Информация об изображенииТеоретический чертеж яхты
    Теоретический чертеж яхты
     
    Длина наибольшая, м8,70
    Длина по КВЛ, м7,20
    Ширина наибольшая, м2,96
    Осадка, м1,52
    Полное водоизмещение, т3,00
    Масса фальшкиля, тОколо 1,0
    Площадь парусности (обмерная), м234,5

    Первоначальные обводы корпуса были разработаны с носовым бульбом. Испытания модели такого корпуса в бассейне прошли успешно, о чем уже сообщалось в сборнике (см. №61), однако реализован этот вариант так и не был. В окончательном виде яхта снабжена сигарообразным бульбкилем, закрепленным на двух профилированных легких килях-плавниках, причем кормовой киль-плавник сделан поворотным.

    Информация об изображенииОбщее расположение яхты
    Общее расположение яхты
     
    При водоизмещении яхты 3,0 т смоченная поверхность составляет 18 м2; эффективная площадь киля равна 1,2 м2. Особенности теоретического чертежа показаны на эскизе. Приведенная таблица плазовых ординат построена по натурному плазу.

    Устойчивость движения и центровка новой яхты заслуживают особого внимания. Они обеспечиваются при помощи кормового поворотного киля-плавника. Приводим график зависимости коэффициентов подъемной силы киля в целом от угла атаки и его поляру при различных углах поворота кормового киля-плавника. Для сравнения штриховой линией показаны кривые для обычного киля, использованного на полутоннике постройки Таллинской экспериментальной верфи спортсудостроения.


    Информация об изображенииЗависимость коэффициента подъемной силы от угла атаки
    Зависимость коэффициента подъемной силы от угла атаки
     
    При исследовании моментных характеристик корпуса яхты на момент-ном приборе в аэродинамической трубе было установлено, что поворот кормового киля-плавника при неот-клоненнсл руле направления увеличивает возникающий центрующий момент вплоть до углов отклонения 6—8°.

    Одним из преимуществ примененного на «Вираже» варианта киля является некоторое уменьшение требующегося веса балласта при сохранении остойчивости либо увеличение остойчивости Восстанавливающий момент нашей яхты при крене 40—60° находится в пределах обычных значений, но вес киля уменьшен до 900—1000 кг.

    Информация об изображенииЗависимость сопротивления от скорости
    Зависимость сопротивления от скорости
     
    По просьбе верфи был проработай вариант той же яхты с обычным плавниковым килем. Испытания в бассейне показали, что это не дает практически заметного изменения в величине буксировочного сопротивления, хотя гидродинамическое качество корпуса оказывается существенно выше у варианта «Вираж» благодаря улучшенной гидродинамике киля с большей развиваемой боковой силой.

    Парусное вооружение реализует положительный эффект обратной стреловидности, для чего мачта наклонена вперед и в процессе доводки этот угол доведен до 6°. Для расширения возможностей весовой центровки и увеличения момента инерции все расходные цистерны и аккумуляторы расположены в форпике и кубрике. В качестве вспомогательного двигателя в корме установлен «СМ-500».


    Информация об изображенииОбщий вид яхты
    Общий вид яхты
     
    Набор корпуса и элементы общего расположения соответствуют требоваииям «Правил классификации, постройки и обмера спортивных парусных яхт», принятых в СССР.

    Статические и ходовые испытания показали, что достигнута расчетная весовая и динамическая центровка яхты под парусами.

    Информация об изображенииЯхта на ходу во время испытаний
    Яхта на ходу во время испытаний
     
    Можно сказать, что работа группы по исследованию и практическому внедрению килей необычной формы завершилась успешно. Яхта «Вираж» обладает хорошими ходовыми качествами и центруется во всем диапазоне скоростей на всех курсах относительно ветра. Рулевое управление с поворотным кормовым килем-плавником при сбалансированном повороте руля и плавника полностью оправдывает себя. Поворот только одного руля не обеспечивает центровку яхты в слабый ветер. Доработка механизма совместной работы руля и плавника с учетом скорости хода и крена продолжается, причем принципиальных трудностей нет.

    Информация об изображенииПродувка модели одного из вариантов яхты в аэродинамической трубе
    Продувка модели одного из вариантов яхты в аэродинамической трубе
     
    Участие нашей яхты в гонках прошлого сезона было ограничено из-за поломки мачты. Однако в целом удалось провести всесторонние испытания «Виража» при различных условиях плавания, в том числе и в свежий ветер.

    Накоплен известный опыт расчетного проектирования парусных яхт. Обнаружена огромная область не рассмотренных наукой задач. То, что наш «Вираж» — результат не «интуитивно-статистического», а научного проектирования, доставляет удовлетворение коллективу создателей яхты. Строители «Виража» считают своим приятным долгом поблагодарить тех, кто сочувственно отнесся к их идее и содействовал успешной постройке необычной яхты; в первую очередь это относится к А. Г. Романову, В. А. Филанчуку, Н. В. Обориеву.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +5

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Конструкция эстакады для хранения лодок
    «Летучая рыба» — первый шаг в большой виндсерфинг
    Комфортабельные катера «Амур-2» и «Амур-3»
    Большая гребная лодка «Пелла»
    Мини-яхта на основе яхты-компромисса «Корсар»
    Каютный катер тримаран «Арс»
    Каютная мотолодка из фанеры «Сом»
    Бесшкотовый буер «Трапеция»
    Мой вариант катера «Кальмар»
    Крейсерский швертбот «Шквал»
    Устройство для перевозки лодки на багажнике
    Проект идентичного катера типа «Экспресс-крейсер»
    Разборная гребно-моторная лодка «ЛР-01»
    Трехместное каноэ из стеклопластика
    Современная модификация гребной лодки дори «Глостерская чайка»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Крейсерская яхта «Вираж» класса «полутонник»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Гоночная мотолодка «Викинг» из стеклопластика
    Самостоятельная постройка мотолодки типа «Морской дротик»
    Мореходный катамаран катер дэйкрейсер «Кэт-900»
    Морская рыболовная мотолодка «Си кэт»
    Стеклопластиковая мотолодка для Олимпиады «Гамма»
    Парусная лодка тренера «Робинзон»
    Экспериментальная яхта «Марина» класса «однотонник»
    Комфортабельный мореходный катер «Максим»
    Гибрид тримарана и морского ножа «Блегг-480»
    Малая быстроходная мотолодка «Сарган»
    Самодельная каюта на мотолодке «Прогресс»
    Металлическая гребная лодка «Ерш»
    Разборный виндсерфинг «Мустанг»
    Стеклопластиковая мотолодка «Марс-М»
    Облегченные прыжковые водные лыжи с сотовым заполнителем


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 43 + 34 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории